Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".
Служба скорой медицинской помощи является важнейшей частью системы здравоохранения. В республике функционируют 53 больницы, 3122 станций (отделений) скорой медицинской помощи, где работает 117,2 тыс. врачей и средних медицинских работников. Общая численность оставляет 230 тыс. человек. В научных исследованиях проблем скорой медицинской помощи участвуют 4 НИИ и 27 медицинских институтов. Выездные бригады скорой медицинской помощи выполняют в год до 47.2 млн. вызовов ( в зависимости от региона страны от 240 до 350 вызовов на 1000 населения).
В структуре вызовов скорой медицинской помощи более 60% занимает обслуживание хронических больных на дому, так как во многих регионах амбулаторно-поликлиническая сеть не имеет возможности взять на себя обеспечение населения неотложной помощью на дому.
Организация, уровень и качество оказания скорой и неотложной медицинской помощи в России не соответствуют современным требованиям и нуждаются в коренном улучшении. Следствием постоянного напряжения и высокой интенсивности работы является частая сменяемость кадров и быстрый износ санитарного транспорта и медицинского оборудования. Устарела нормативно-правовая база службы. Необходимо введение современных стандартов диагностики и оказания скорой медицинской помощи как реального инструмента повышения уровня ее качества. Работники скорой медицинской помощи недостаточно защищены в социально-правовом отношении.
Работники бригад скорой медицинской помощи недостаточно владеют навыками диагностики неотложных состояний, тактикой ведения больных и пострадавших. Удельный вес диагностических врачебных ошибок остается высоким.
Недостаточный уровень финансирования службы скорой медицинской помощи в связи со сложившимся дефицитом бюджетных средств (на нужды отрасли здравоохранения в последние два года выделяется 50 - 70 % необходимых средств от уровня 1991 года).
Из-за бездорожья, малой плотности населения, слабо развитой системы телефонной и других видов связи затруднено оказание скорой медицинской помощи сельскому населению.
Учреждения скорой медицинской помощи значительной части регионов России имеют материально-техническое обеспечение ниже 50% от установленных нормативов и только отдельные из них обеспечены на 90%.
Служба скорой медицинской помощи испытывает большие трудности в обеспечении лекарственными средствами, медицинской техникой, специальной портативной лечебно-диагностической аппаратурой.
Обеспеченность региональных служб скорой медицинской помощи санитарными автомашинами в 1991 году составляла 90% от норматива, в 1992 году - 88%, а в 1993 году - всего 70%.
Выпускаемые модели санитарного транспорта не в полной мере отвечают требованиям службы скорой и неотложной медицинской помощи. Такое положение в значительной степени определяется отсутствием в России серийного производства базового шасси для машин скорой медицинской помощи грузоподъемностью 800 - 1500 кг.
Единственный завод, выпускающий специальные автомобили "РАФ" для скорой медицинской помощи, находится за пределами границ Российской Федерации. Прекращены поставки автомобиля типа "Реанимобиль" из Финляндии. Только на перспективу планируется серийный выпуск санитарных автомобилей в городах Арзамасе, Туле, Ижевске и Ульяновске.
С учетом ежегодного износа потребность в автомобилях скорой медицинской помощи составляет 3000 единиц, в то время как объем их производства в России в 1995 году ожидается в количестве 1300 единиц. Недостаток 1700 автомобилей может быть восполнен только путем закупки их за рубежом.
Служба санитарной авиации Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации арендует для выполнения своих задач устаревшие самолеты Ан-2, Л-410 и вертолеты Ми-2 и Ми-8, имеющие ряд недостатков в оснащении медицинскими приборами, ограничения полетов в сложных метеоусловиях.
Ежегодно возрастающая интенсивность движения транспортных средств на автомагистралях, железных дорогах и воздушных трассах требует нового организационного подхода к спасательным работам при дорожно-транспортных происшествиях. В результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах России ежегодно получают травмы более 200 тыс. человек, из которых погибают 40 тысяч. Число погибших за год в 5 - 10 раз превышает аналогичные показатели для экономически развитых стран мира.
Из-за прекращения выделения централизованных капитальных вложений не начато запланированное строительство больниц скорой медицинской помощи на 3390 коек; станций скорой медицинской помощи на 1380 тыс. выездов в год; 11 зданий подстанций скорой медицинской помощи и гаражей для санитарных автомобилей на 2768 машино-мест. В целом по службе скорой медицинской помощи России практически прекратилось развитие ее материально-технической базы.
Вышеизложенное свидетельствует о большой социальной значимости этой государственной проблемы, пути решения которой заложены в федеральную программу.
Программа предусматривает поэтапное решение научных, организационных, кадровых, социально-правовых и материально-технических задач, направленных на укрепление и развитие службы скорой медицинской помощи России.
Общая стоимость программных мероприятий составляет 123 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 39,2 млрд. рублей. В 1995 году расходы составят 41 млрд. рублей, из них 22,7 млрд. рублей - из федерального бюджета.
Стоимость работ определена с применением индекса роста цен на 1994 год (4,3) , рекомендованного Минэкономики России.
Финансирование программы предлагается распределить в следующих объемах :
39,2 млр.рублей за счет федерального бюджета;
15,4 млрд. рублей за счет бюджетных ассигнований Минздравмедпрома России;
68,4 млрд. рублей за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.