Недействующий

Об утверждении Федеральной целевой программы развития и совершенствования всероссийской службы медицины катастроф на 1994 - 1996 годы (фактически утратило силу)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 1994 года N 887

Федеральная целевая программа
развития и совершенствования Всероссийской
службы медицины катастроф на 1994-1996 годы

1. ОБОСНОВАНИЕ

В Российской Федерации развитие и совершенствование лечебно профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и эпидемиями, приобретает все большее значение в условиях наличия на территории страны большого числа опасных производств и технологий с устаревшим или исчерпавшим проектный ресурс оборудованием, участившихся аварий на этих объектах, сопровождающихся гибелью, травмами и увечьем людей.

В Российской Федерации ежегодно стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии уносят более 50 тысяч человеческих жизней и являются причиной ущерба здоровью более 250 тысяч человек. Материальные и экономические затраты только на ликвидацию последствий этих ситуаций превышают 500 млрд. рублей в год.

Особую опасность представляют крупные транспортные аварии и катастрофы, сопровождающиеся в ряде случаев массовыми поражениями и гибелью людей, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия, значительным материальным и экономическим ущербом. При железнодорожной катастрофе на станции Свердловск-Сортировочный при взрыве находящихся в вагонах взрывчатых веществ пострадало более 1000 человек, из которых 156 были госпитализированы. При крушении пассажирского поезда под городом Бологое Ленинградской области ранено 182 человека, погиб 31 человек. Под городом Уфа в результате железнодорожной катастрофы пострадало 871 человек, в том числе 196 детей.

Наряду с антропогенными катастрофами сохраняется угроза возникновения природных катастроф (землетрясения, наводнения, бури, ураганы и обвалы), количество которых, по имеющимся статистическим данным, в 1992 году увеличилось в 1,7 раза по сравнению с 1991 годом.

При стихийных бедствиях, таких как наводнения, прежде всего имеют значение масштабы территории затопления, количество населения, оказавшегося без крова, питьевой воды и продуктов питания и подвергшегося воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов, что определяет массовость проявления инфекционных и неинфекционных заболеваний. Население, оказавшееся в зоне катастроф, вызванных стихийными бедствиями, в 50 процентах случаев подвержено инфекционным заболеваниям.

В результате стихийных бедствий, аварий и катастроф выходят из строя расположенные в районе их возникновения лечебно профилактические учреждения, что значительно осложняет возможности оказания медицинской помощи и лечения заболевших и пострадавших без привлечения дополнительных медицинских сил и средств.

Приведенные данные свидетельствуют, что жизнь и здоровье населения Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях в значительной степени зависят от своевременности и качества оказания лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению. Не случайно девяностые годы нашего столетия провозглашены международным десятилетием по уменьшению опасности чрезвычайных ситуаций. При этом наиболее тяжелые последствия, сопровождающиеся нарушением здоровья людей, регистрируются в странах, имеющих минимальные ресурсы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Российской Федерации для оказания экстренной лечебно профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создана и функционирует служба медицины катастроф. Только в 1992-1993 годах медицинская помощь и лечение силами учреждений и формирований этой службы была оказана более 185 тысячам лиц, заболевших, пораженных и получивших травмы и увечья при возникновении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

Опыт работы службы медицины катастроф показал, что в организации и оказании медицинской и санитарно-эпидемиологической помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций, имеются недостатки, которые связаны со слабым материально техническим оснащением учреждений и формирований службы, низким уровнем подготовки ее медицинского персонала, отсутствием научного обоснования деятельности всей системы в целом.

Решение вопросов совершенствования организационной структуры Всероссийской службы медицины катастроф путем функционального объединения соответствующих сил и средств заинтересованных министерств и ведомств, обеспечение учреждений и формирований здравоохранения медикаментами, перевязочными средствами, медицинской техникой и другим оборудованием позволит более оперативно и эффективно осуществлять мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями.

Координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрение их результатов в практику оказания экстренной лечебно-профилактической помощи населению при чрезвычайных ситуациях увеличит потенциал и возможности Всероссийской службы медицины катастроф.

Данная проблема носит государственный характер и требует участия в ее решении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всей системы государственного и муниципального здравоохранения, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ведомственных служб здравоохранения и санитарно эпидемиологического надзора. Вопросы создания и совершенствования службы медицины катастроф должны решаться в рамках настоящей федеральной целевой программы развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф (далее именуется-программа) и реализацией соответствующих неотложных мероприятий по этому направлению деятельности, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами субъектов Российской Федерации.

Программа разработана Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами". При разработке программы были приняты во внимание следующие особенности:

сложная и многообразная проблема сохранения жизни и здоровья человека при чрезвычайных ситуациях определяет необходимость обеспечения своевременной высококвалифицированной медицинской помощи населению соответствующими учреждениями и формированиями здравоохранения федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, координации и оперативного управления всей службой медицины катастроф;

в сложившихся социально-экономических условиях в Российской Федерации необходимо определить приоритетные направления и мероприятия по развитию службы медицины катастроф, требующие первоочередной государственной поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях;

вопросы финансирования мероприятий, направленных на эффективное оказание экстренной лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должны решаться наряду с важнейшими народно-хозяйственными задачами с использованием и привлечением всех имеющихся источников финансирования, необходимых для достижения этих целей.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью программы является предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.

Для достижения поставленных целей программой предусмотрено решение следующих задач:

обеспечение развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф;

экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях;

санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

научное, кадровое и материально-техническое обеспечение Всероссийской службы медицины катастроф.

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

     Эффективность            лечебно-профилактического            и
санитарно-эпидемиологического  обеспечения  населения в чрезвычайных
ситуациях во многом зависит от  организации  управления,  структуры,
форм  и  методов  работы  Всероссийской  службы  медицины катастроф.
Необходимо создание оптимальной структуры этой  службы,  обеспечение
готовности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических
учреждений   и   формирований,   составляющих   ее   структуру,    к
координированным  действиям  в  условиях  возникновения и ликвидации
последствий стихийных бедствий,  аварий,  катастроф  и  эпидемий  на
федеральном  уровне,  на  уровне  субъектов  Российской  Федерации и
органов  местного  самоуправления,  а  также  с   учетом   прогнозов
возможного  возникновения  медико-санитарных  последствий различного
масштаба  на  территории  Российской   Федерации   и   необходимости
рационального  привлечения  и  использования  соответствующих  сил и
средств службы медицины катастроф в этом случае.

В настоящее время силы и средства Всероссийской службы медицины катастроф ведомственно разобщены, требуется координация управления деятельностью всеми учреждениями и формированиями, входящими в состав этой службы, независимо от их ведомственной подчиненности и расположения.

Необходима разработка нормативных правовых актов в развитие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, направленных на определение объемов оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях, социальную защиту персонала службы медицины катастроф, его прав и обязанностей при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и эпидемий.

Научно обоснованные показатели оценки деятельности медицинских формирований и службы в целом, ее информационное обеспечение на основе единой системы организации статистического медицинского учета и отчетности позволят более оперативно решать поставленные задачи по сохранению жизни и здоровья людей.