Оценка сложившейся социально-экономической ситуации в агропромышленном комплексе свидетельствует о расширении прав и полномочий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Коллективные, кооперативные и акционерные аграрные структуры, колхозы и совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства получили в собственность землю и имущество для самостоятельного использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом), устанавливать цены на продукцию, владеть контрольным пакетом акций приватизированных инфраструктурных предприятий и другие.
По предварительной оценке в собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям передано бесплатно 93 процента сельскохозяйственных угодий.
В ходе аграрной реформы создавалась новая аграрная структура. Колхозы и совхозы реорганизовались в коллективные, кооперативные, акционерные, другие частные сельскохозяйственные предприятия. Более 30 процентов колхозов и совхозов сохранили свой прежний статус с получением в собственность земли и имущества.
Формируется фермерский сектор путем передачи крестьянам земли и имущества в собственность для ведения товарного производства. Создано 269 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Расширился мелкотоварный сектор.
Вместе с тем аграрная реформа проходит в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны неустойчивость производственно-хозяйственных связей, утрата государственного контроля за ценами и оплатой труда, инфляция, удорожание кредитных ресурсов, дефицит бюджета, сокращение государственного финансирования, снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции и рост неплатежей между предприятиями, неконкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса на мировом рынке, его недостаточное законодательное обеспечение и другие.
Это привело к спаду производства сырья и продовольствия, сокращению посевных площадей зерновых и других культур, поголовья скота, усилению неэквивалентного обмена в народно-хозяйственном комплексе, ухудшению финансового положения товаропроизводителей в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, снижению их платежеспособности и увеличению задолженности по банковским кредитам, формированию нецивилизованных продовольственных рынков и другим негативным последствиям.
Возникли и продолжают развиваться тенденции ухудшения производственного потенциала агропромышленного комплекса, определяющие его развитие на долгосрочную перспективу. При сокращении инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве и сфере переработки сельхозпродукции стареют производственные фонды. В 1993 году их сокращение превысило ввод новых мощностей в 2 раза.
Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий вызвала кризис в ресурсопроизводящих отраслях - сельскохозяйственном машиностроении, производстве минеральных удобрений и других.
Поставки новых тракторов сократились со 181 тыс. в 1985 году до 70 тыс. в 1993 году, грузовых автомобилей - со 170 тыс. до 39 тыс., сеялок - в 20 раз, культиваторов - в 4, зерноуборочных комбайнов - в 7 раз. В результате за последние 3 года в сельскохозяйственных предприятиях количество основных видов техники уменьшилось на 20 процентов.
Снижается плодородие земель. Объем внесения органических удобрений в 1993 году по сравнению с уровнем 1986 - 1990 годов сократился в 2,1 раза, минеральных - 3,4, известкования и фосфоритования почв - 1,9, гипсования - 4,5, противоэрозионных и лесозащитных мероприятий - 1,5 раза. Вдвое уменьшился объем работ по рекультивации земель, культуртехнические работы сократились в 5 раз, объемы осушения - 5,3, орашения - 12,5, реконструкции мелиоративных систем - 6 раз.
Приходит в упадок селекционная работа, разрушаются элитно-семеноводческие и племенные хозяйства, значительная часть племенного скота реализуется на мясо.
Программа содержит комплекс мер для осуществления стратегии аграрных и земельных преобразований, направленных на преодоление кризиса в агропромышленном комплексе, и создания условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования.