Недействующий

Инструкция об организации работы по денежному обращению учреждениями Государственного банка СССР (утратила силу с 1 января 1998 года на основании Положения Центрального банка Российской Федерации от 05.01.98 N 14-П)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ КАССОВОГО ПЛАНА

20. Работа учреждения Госбанка по исполнению кассового плана направляется на безусловное выполнение директив по денежному обращению, достижение лучшего в сравнении с планом эмиссионного результата.

При организации этой работы учреждения Госбанка учитывают, что законодательными органами установлено следующее:

- Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов в целях сбалансированности денежных доходов населения с предложением необходимых товаров и услуг обеспечивают постоянный рост производства высококачественных товаров народного потребления и ускоренное развитие сферы услуг, привлекая к активному участию в производстве товаров и оказании платных услуг населению все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности;

- Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов имеют право устанавливать на основе изыскания местных и вторичных ресурсов, сверхплановой экономии сырья и материалов, более полного использования производственных мощностей задания предприятиям, объединениям и организациям, независимо от их ведомственной подчиненности, по дополнительному выпуску пользующихся спросом товаров народного потребления, оставляя в своем распоряжении весь объем товаров, изготовленных по указанным заданиям.

Учреждения госбанка, с участием в необходимых случаях соответствующих предприятий и организаций, разрабатывают и вносят на рассмотрение руководящих органов предложения по обеспечению выполнения кассового плана. Разработка предложений должна основываться на анализе состояния денежного обращения, проводимого при составлении кассового плана и в процессе его исполнения.

Учреждения Госбанка докладывают местным руководящим органам о ходе выполнения кассового плана.

21. Учреждения Госбанка систематизируют показатели, характеризующие состояние денежного обращения, изучают и анализируют его, повседневно контролируют ход выполнения кассового плана, осуществляют меры, направленные на выполнение и перевыполнение приходной части кассового плана, экономное расходование наличных денег, бесперебойное удовлетворение потребности хозяйства в наличных деньгах, достижение экономии по выпуску денег в обращение или перевыполнение заданий по изъятию денег из обращения.

Учреждения Госбанка:

- осуществляют систематический контроль за ходом выполнения планов и заданий по производству товаров народного потребления, розничному товарообороту, оказанию платных услуг населению, поставке товаров в торговую сеть, за размещением товаров между районами, областями, торговыми организациями и предприятиями в соответствии с денежными доходами и спросом населения;

- предоставляют кредиты предприятиям и организациям для увеличения производства нужных населению товаров, расширения ассортимента и улучшения качества этих товаров, развития сферы платных услуг, оказываемых населению; в случае выявления снижения объема производства товаров или свертывания видов платных услуг, пользующихся спросом и нужных населению, ставят перед соответствующими организациями вопросы об обоснованности таких действий;

- применяют меры кредитного воздействия к предприятиям и организациям, которые вырабатывают товары без учета спроса населения, допускают выпуск продукции, не имеющей сбыта, накапливают в связи с этим сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей, а также к торговым организациям, которые завозят товары без учета спроса населения;

- изучают конъюнктуру торговли, структуру розничного товарооборота, состав товарных запасов в оптовом звене и розничной торговой сети, удовлетворение спроса населения на товары и услуги, состояние торговли на колхозных рынках и используют результаты этого изучения для разработки предложений по улучшению удовлетворения платежеспособного спроса населения; контролируют соблюдение правил и лимитов мелкооптовой продажи товаров из торговой сети внерыночным потребителям;

- проводят совместно со сберегательными кассами меры, направленные на привлечение свободных денежных средств населения во вклады, расширение безналичных перечислений денежных доходов трудящихся во вклады, развитие безналичных расчетов за товары и услуги;

- организуют наличноденежный оборот в районе, городе, устанавливают предприятиям, организациям, учреждениям нормы расходования денег из выручки, лимиты остатка денег в их кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, имея в виду обеспечение быстрейшего поступления наличных денег в банк, недопущение встречных перевозок денег;

- анализируют причины отклонений фактических поступлений и выдач наличных денег от кассового плана Госбанка по отдельным статьям и принимают меры к усилению поступлений и обеспечению строгой экономии в расходовании денежных средств.

Конторы Госбанка:

- проводят и организуют работу по кредитованию и денежному обращению с таким расчетом, чтобы активно влиять на соблюдение основных пропорций государственного плана экономического и социального развития, в частности, соотношение темпов роста денежных доходов населения и розничного товарооборота и платных услуг, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы;

- анализируют ход исполнения кассовых планов Госбанка, оперативно выявляют намечающиеся отклонения от плана, добиваются осуществления мер, обеспечивающих выполнение установленной директивы по денежному обращению. В случае превышения плана по выдачам денег вносят на рассмотрение руководящих органов предложения по увеличению объема розничного товарооборота и расширению услуг населению с тем, чтобы обеспечить покрытие указанных расходов за счет дополнительных поступлений денег и не допустить увеличения против плана выпуска денег в обращение или снижения изъятия денег;

- изучают территориальное размещение эмиссии денег, пути и причины миграции денег, добиваются правильных экономических пропорций между денежными доходами и расходами населения по республике, краю, области, вносят предложения о распределении рыночных товарных фондов и розничного товарооборота по территории в соответствии с объемами и темпами роста денежных доходов населения;

- осуществляют в установленном порядке регулирование кассовых ресурсов, имея в виду обеспечение своевременных расчетов наличными деньгами в хозяйстве, ускорение оборачиваемости кассовых ресурсов;

- систематически контролируют работу подчиненных учреждений Госбанка по денежному обращению.

22. Для повседневного контроля за ходом выполнения кассового плана отделения Госбанка используют ведомость учета кассовых оборотов по форме N 744. План прихода денег в кассы Госбанка распределяется по дням с учетом возможных внутримесячных колебаний, в частности, в зависимости от выходных дней и праздников. В ведомости проставляется рассчитанный план поступлений на каждую пятидневку и выводится отклонение от плана.

Для сопоставления с планом фактические кассовые обороты по приходу и расходу должны быть сальдированы за счет операций предприятий связи и сберегательных касс, которые в учете показываются развернуто по приходу и расходу. (Например, поступления от предприятий связи составили 100 тыс.рублей, а выдачи им подкреплений - 20 тыс.рублей. Следовательно,при сальдировании кассовые обороты по приходу и расходу уменьшаются на 20 тыс.рублей. Поступления от сберегательных касс составили 10 тыс.рублей, а выдачи им подкреплений - 70 тыс.рублей, кассовые обороты по приходу и расходу уменьшаются на 10 тыс.рублей).

Отделения Госбанка по данным о кассовых оборотах производят оценку ожидаемого исполнения кассового плана до конца месяца. Конторы Госбанка уточняют оценку при получении отчетности о кассовых оборотах за последующие пятидневки. На основании этих оценок и рассмотрения причин отклонений в ходе выполнения кассового плана руководители учреждений Госбанка принимают оперативные меры к обеспечению его выполнения и недопущению потребности в сверхплановых денежных подкреплениях.