Правительство Российской Федерации отмечает, что принятие Конституции Российской Федерации, подписание Договора об общественном согласии и реализация мер, предусмотренных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию " Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)" и в программе Правительства Российской Федерации "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", позволили к середине 1994 года стабилизировать социально-экономическое положение в стране относительно начала года.
Усилилась рыночная ориентация российской экономики, появились позитивные качественные изменения в ее развитии. Укрепил свое положение негосударственный сектор, на долю которого в первом полугодии 1994 г. приходилось 58 процентов валового внутреннего продукта страны по сравнению с 52 процентами в 1993 году. Завершился чековый этап приватизации. Ускорилась реализация жилищной реформы.
Проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики способствовало снижению темпов инфляции с 21,4 процента в январе до 4,8 процента в июне 1994 г. и уменьшению дефицита консолидированного бюджета до 10 процентов валового внутреннего продукта. Значительно снизилась ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Осуществление мер по социальной поддержке населения позволило не допустить снижения уровня жизни. Рост денежных доходов населения приблизился к темпам роста потребительских цен, несколько уменьшилась дифференциация доходов населения. Возросла роль субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении социальных проблем.
В то же время положение в экономике, и прежде всего в промышленности, остается сложным. В январе - июне 1994 г. объем промышленного производства был ниже, чем в соответствующий период прошлого года на 26 процентов. Не удалось добиться повышения инвестиционной активности.
По-прежнему острыми являются проблемы взаимных неплатежей, финансового оздоровления предприятий, сохранения и создания новых рабочих мест, поддержки социально-культурной сферы и науки, особенно в ряде отраслей, а также в некоторых субъектах Российской Федерации.
Нерешенность политических, экономических и социальных проблем в отдельных субъектах Российской Федерации создает условия для роста числа правонарушений. В целом криминогенная ситуация в стране остается напряженной.
В целях дальнейшего развития и углубления проводимых в стране экономических реформ Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Считать главной социально-экономической задачей Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на второе полугодие 1994 г. стабилизацию функционирования российской экономики на основе предотвращения дальнейшего спада промышленного и сельскохозяйственного производства, устойчивого бюджетного финансирования при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики, осуществления структурных изменений в экономике, выполнения социальных и инвестиционных программ на 1994 год, проведения гибкой региональной политики, органично сочетающей федеральные приоритеты и интересы субъектов Российской Федерации.
Утвердить прилагаемый Уточненный план действий Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию " Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)" и программы Правительства Российской Федерации " Развитие реформ и стабилизация российской экономики" на второе полугодие 1994 г. (далее именуется - План действий).
2. Исходя из результатов достигнутых в 1993-1994 годах в ходе реализации программы Правительства Российской Федерации " Развитие реформ и стабилизация российской экономики", Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Центральным банком Российской Федерации, рабочей группой при Председателе Правительства Российской Федерации, Центром информационных и социальных технологий при Правительстве Российской Федерации, Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, Аналитическим центром при Президенте Российской Федерации разработать и до 1 ноября 1994 г. представить в Правительство Российской Федерации проект программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах".
Федеральным органом исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академии наук, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации до 15 августа 1994 г. представить в Министерство экономики Российской Федерации предложения к проекту программы.
3. В связи с необходимостью ускорения структурной перестройки экономики Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации, Министерству строительства Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в Правительство Российской Федерации:
до 15 сентября 1994 г.- проект концепции структурной политики Российской Федерации на 1995-1997 годы;
до 1 сентября 1994 г.- перечень федеральных целевых программ на 1995 год и предложения о целевом выделении в 1995 году государственным заказчикам программ соответствующих средств из федерального бюджета исходя из приоритетов, определенных Правительством Российской Федерации.
Рассмотреть вопрос о структурной политике Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации в сентябре 1994 года.
4. Считать необходимыми условиями преодоления спада промышленного производства во втором полугодии 1994 г. решение проблемы взаимных неплатежей, стимулирование платежеспособного спроса, прежде всего в отраслях промышленности, а также повышение заинтересованности предприятий в модернизации производственной базы.
Рассматривая промышленную политику как составную часть структурной перестройки экономики, поручить Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести до 1 октября
1994 г. в Правительство Российской Федерации проект Основных
направлений промышленной политики Российской Федерации на 1995-1997
годы, предусмотрев в нем:
определение приоритетных производств и видов продукции с учетом кратко- и среднесрочной конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков;
рационализацию размещения промышленных предприятий на территории страны с учетом региональных особенностей;
повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий прежде всего за счет снижения производственных издержек;
меры по развитию производства и насыщению товарных рынков на основе активного использования антимонопольного регулирования;
осуществление перепрофилирования неэффективных предприятий для организации новых производств, создания дополнительных рабочих мест;
совершенствование механизма налоговой и денежно-кредитной политики для создания условий, обеспечивающих ускорение структурной перестройки в промышленности и рост объемов производства.
5. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству строительства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 сентября 1994 г. внести в Правительство Российской Федерации проект концепции государственной инвестиционной политики на 1995 год и последующие годы, предусматривающей активизацию деятельности в инвестиционной сфере и формирование рынка инвестиций, обратив при этом первоочередное внимание на:
поиск эффективных мер государственного регулирования инвестиционного процесса;
усиление инвестиционной активности коммерческих банков и других финансовых институтов, в том числе путем использования системы гарантий и механизмов смешанного финансирования;
повышение роли собственных средств предприятий в финансировании инвестиционных программ и проектов;