Действующий

Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Центральном банке Российской Федерации (с изменениями на 15 сентября 1997 года)

2. ПОДГОТОВКА  СЛУЖЕБНЫХ  ДОКУМЕНТОВ

2.1. Составление текстов документов

2.1.1. Текстом управленческого документа является выраженное средствами делового языка содержание управленческих действий.

2.1.2. Текст документа должен содержать достоверную и аргументированную информацию, изложенную ясно, убедительно, кратко.

Содержание должно быть увязано с ранее изданными по данному вопросу документами.

2.1.3. Текст документа может быть представлен в форме сплошного связного текста, анкеты, таблицы или их сочетания.

Сплошной связный текст документа содержит грамматически и лексически согласованную информацию об управленческих действиях и применяется при составлении правил, положений, писем, распорядительных документов.

Форма анкеты применяется при изложении цифровой и словесной информации об одном объекте по определенному набору признаков. Наименования признаков объекта и их характеристики должны быть выражены именем существительным в именительном падеже ; показатели могут быть выражены цифрами.

----------------

* В дальнейшем "работник, ответственный за делопроизводство" именуется "секретарь".

Форма таблицы применяется при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков. Таблицы имеют два уровня расположения текста: вертикальный - графы и горизонтальный - строки. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица печатается более чем на одной странице. Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы должны быть выражены именем существительным в именительном падеже единственного числа.

2.1.4. Текст документа, как правило, должен состоять из двух основных частей. В первой части указывается основание составления документа, во второй излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения или просьбы.

Если содержание документа не нуждается в пояснении и обосновании, текст может содержать одну заключительную часть: приказы и указания - распорядительную часть без констатирующей, письма - просьбу без пояснения и т.п.

2.1.5. В распорядительных документах, издаваемых на принципах единоначалия (приказ, указание, распоряжение), используются формы изложения текста от первого лица единственного числа (ПРИКАЗЫВАЮ, ПРЕДЛАГАЮ, ОБЯЗЫВАЮ).

В распорядительных документах, издаваемых на принципах коллегиональности (постановления, решения), используется форма изложения текста от третьего лица единственного числа (ПОСТАНОВЛЯЕТ, РЕШИЛ, ПРЕДЛАГАЕТ).

В совместных распорядительных документах (приказ, постановление, совместное решение) используется форма изложения текста от первого лица множественного числа (ПРИКАЗЫВАЕМ, РЕШИЛИ, ПРЕДЛАГАЕМ).

В протоколах используется форма изложения текста от третьего лица множественного числа (СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ), содержание выступлений излагается от третьего лица единственного числа.

В документа, устанавливающих права и обязанности (положение, устав, инструкция, правила и др.), содержащих описание, подтверждение фактов, событий, оценку деятельности учреждения (акт, заключение, справка, отчет и др.), используется форма изложения от третьего лица единственного или множественного числа (например: старший инспектор имеет право; комиссия установила; институт разработал; в состав объединения входят...).

В переписке используется форма изложения текста от первого лица множественного числа (например: считаем целесообразным включить в план; направляем заключение).

В документах, составляемых должностными лицами и адресованных руководителю (докладные записки, объяснительные записки, заявления) используется форма изложения от первого лица единственного числа (например: предлагаю направить, считаю необходимым).

2.1.6. При ссылке в тексте на другие документы указывается их точное наименование и дата издания.

2.1.7. В письмах, являющихся ответами на запросы, указываются номер и дата документа, на который дается ответ. Эти данные проставляются в установленном месте бланка или перед заголовком документа.

В случае, когда направляется напоминание об ускорении ответа на ранее посланный запрос, кроме ссылки на номер и дату этого запроса, указывается краткое содержание.

2.1.8. Тексты документов большого объема (доклады, отчеты, положения, инструкции) могут делиться на разделы, подразделы и пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Разделы и подразделы должны иметь заголовки, отражающие существо их содержания. Номер раздела должен состоять из одного числа: 1,2,3 и т.д., номер подраздела - из двух чисел (1.1.;1.2.), т.е. из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. При более мелком делении текста сохраняется тот же принцип.

2.1.9. Не допускается произвольное сокращение, кроме общепринятых, наименований учреждений и организаций, а также отдельных слов.

2.1.10. При составлении телеграмм текст их следует излагать в сжатом виде, избегая союзов и предлогов, сокращений, переноса слов, исправлений; текст телеграммы не должен превышать 250 слов.

2.1.11. При систематическом составлении документов по однотипным вопросам целесообразно использовать трафаретные тексты документов, в которые в каждом конкретном случае вносятся необходимые добавления.

2.1.12. Письма вышестоящих органов доводятся до подведомственных организаций без изменения их текста при сопроводительном письме Банка или в изложении.

2.1.13. Ответственность за содержание, правильную подготовку и оформление служебных документов возлагается на лиц, подготовивших, завизировавших и подписавших документ.

2.2. Оформление документов

Оформление документов в соответствии с требованиями ГОСТ 6.38-90. (М., 1990).