Действующий

Правила перевозки грузов (в редакции от 01.01.1983)

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АКТОВ

/ст.168 Устава железных дорог Союза ССР/

1. При железнодорожных перевозках в зависимости от обстоятельств составляются коммерческие акты /приложение 1/ и акты общей формы /приложение 2/.

Кроме того, в необходимых случаях могут составляться акты о техническом состоянии вагона или контейнера /приложение 3/, акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра /приложение4/, акты о повреждении вагона или контейнера /приложение 5 и 6/, акты о недосливе цистерн или бункерных полувагонов /Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах-раздел 41, приложения 2 и 4/ и другие акты в случаях, предусмотренных Правилами перевозок отдельных видов грузов.

2. Коммерческие акты составляются для удостоверения следующих обстоятельств /ст.168 Устава железных дорог Союза ССР/:

а) несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

б) порчи и повреждения груза или багажа;

в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа;

г) возвращения железной дороге похищенного груза или багажа;

д) непередачи железной дорогой на железнодорожный под"ездной путь груза в течение 24 ч после оформления в товарной конторе /кассе/ выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, отвесов, книги перевески на вагонных весах и др.

В тех случаях, когда разница в массе груза не превышает норму естественной убыли массы груза и норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза, коммерческий акт не составляется, а оформление выдачи груза производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов /см. раздел 4/.

3. Акты общей формы составляются для удостоверения следующих обстоятельств:

а) утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной;

б) простоя вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя /ст.156 Устава железны дорог Союза ССР/;

в) неочистки вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя.

При выявлении цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками составляется акт, предусмотренный Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах /раздел 41/;

г) неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

д) подачи железной дорогой неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани /ст.161 Устава железных дорог Союза ССР/;

е) отсутствия пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб на вагон, повреждения или смены пломб, если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверении которых составляются коммерческие акты, а также обнаружения в пути следования или на станции назначения при приеме от главного кондуктора пломб на вагонах с неясными или срезанными оттисками без следов насильственного повреждения, если читаемые знаки соответствуют данным вагонного листа и на пломбе можно прочитать наименование станции и дороги;

ж) повреждения вагона /контейнера/, повреждения или утраты предоставленных железной дорогой с"емных перевозочных приспособлений /ст.162 Устава железных дорог Союза ССР/;

з) просрочки в доставке багажа /составляется по требованию грузополучателя/;

и) отказа или уклонения от подписи в учетной карточке выполнения плана перевозок грузов;

к) самовольного занятия железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими /при наличии возможности/;

л) использования без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного под"ездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок;

м) в других случаях для удостоверения обстоятельств, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составления коммерческого акта или акта другой специальной формы.

Акт общей формы должен быть подписан лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем двумя лицами.

4. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписи актов. При несогласии с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.

      5. Коммерческие акты составляются:

а) при выгрузке груза на местах общего пользования - в день разгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю;

б) при выгрузке на местах необщего пользования - в день выгрузке и груза, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки.