МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 1993 года N 28
Об утверждении Инструкции по организации в органах
Российской транспортной инспекции производства
по делам об административных правонарушениях
(с изменениями на 22 декабря 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 августа 2002 года на основании
приказа Минтранса России от 1 июля 2002 года N 87
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 18 ноября 1997 года N 143 (Российские вести N 32, 20.02.98);
приказом Минтранса России от 10 июня 1998 года N 69;
приказом Минтранса РФ от 22 декабря 1999 года N 107 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, 28.02.2000).
____________________________________________________________________________________
В связи с принятием Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 24 декабря 1992 года N 4217-1 в целях соблюдения законности и единого порядка при производстве по делам об административных правонарушениях в органах Российской транспортной инспекции приказываю:
Утвердить Инструкцию по организации в органах Российской транспортной инспекции производства по делам об административных правонарушениях согласно приложению.
Министр
В.Б. Ефимов
Зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 июля 1993 года.
Регистрационный N 306
Утверждено
приказом Минтранса России
от 26.04.93 N 28
ИНСТРУКЦИЯ
по организации в органах Российской транспортной инспекции
производства по делам об административных правонарушениях
(с изменениями на 22 декабря 1999 года)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4217-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях*, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" установил административную ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии ( статья 157_3).
Органы Российской транспортной инспекции** рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 157_3 Кодекса в части лицензируемой перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на автомобильном, речном, морском, воздушном, железнодорожном транспорте и в дорожном хозяйстве (статья 209_2 Кодекса).
1.2. Настоящая Инструкция применяется в отношении деятельности, указанной в пункте 1.1, лицензирование которой введено на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством, и регламентирует деятельность органов Ространсинспекции по оформлению материалов о нарушении статьи 157-3 Кодекса, рассмотрению дел о таких правонарушениях, предусмотренных статьей 209-2 Кодекса, обеспечению производства по ним, исполнению административных взысканий, а также организации контроля за производством по этим делам.
1.3. Органы Ространсинспекции разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
1.4. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных интересов граждан при применении мер административного воздействия в органах Ространсинспекции обеспечивается систематическим контролем вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования и другими установленными законом способами.
1.5. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом (Глава 1 (статьи 7, 8, 9); Глава 2; Глава 3 (статьи 23-27,30); Глава 4; Глава 12 (статья 157-3); Глава 15 (статьи 194, 195, 198); Глава 16 (статья 209-2); Главы 17, 18; Глава 20 (статьи 247, 249 - 252); Главы 21 - 23; Глава 25).
_____________________
*) - далее Кодекс
**) - далее - Ространсинспекция
2. Административное правонарушение и административная
ответственность в соответствии со статьей 157-3 Кодекса
2.1. Административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 157-3 Кодекса, наступает в случае осуществления подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушения условий, предусмотренных в лицензии, а также при совершении этих действий повторно в течении года.
2.2. Статья 157-3 Кодекса предусматривает административную ответственность в виде штрафа, а при повторном ( в течении года) совершении административного правонарушения - штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) или штрафа с его аннулированием.
2.3. Правонарушение считается повторным, если в течении года совершено однородное правонарушение, за которое должностное лицо (гражданин) уже подвергалось административному взысканию.
При совершении повторного правонарушения к должностному лицу (гражданину) можно применить одну из двух санкций:
- либо штраф с приостановлением действия специального разрешения (лицензии), выданного предприятию (гражданину);
- либо штраф с аннулированием указанного специального разрешения(лицензии).
2.4. В санкции статьи 157-3 Кодекса отсутствует административное взыскание в виде предупреждения, поэтому направляемые предприятиям, учреждениям, организациям* и гражданам органами Ространсинспекции предупреждения не могут быть оформлены постановлением об административной ответственности и не являются видом административного взыскания.
______________
*) - далее предприятие
2.5. В соответствии со статьей 38 Кодекса административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
2.6. Административное взыскание в виде приостановления действия специального разрешения (лицензии), применяется наряду со штрафом, состоит во временном ограничении права предприятия (гражданина) заниматься подлежащей лицензированию деятельностью, на период до устранения выявленных нарушений и налагается органами Ространинспекции после совершения повторного, в течении года, правонарушения.
Административное взыскание в виде аннулирования специального разрешения (лицензии), принимаемое наряду со штрафом, состоит в лишении права предприятия (гражданина) заниматься подлежащей лицензированию деятельностью и налагается органами Ространсинспекции после совершения повторного, в течении года, правонарушения.
Если после наложения административного взыскания в виде штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) или штрафа с его аннулированием предприятие (гражданин) продолжает заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, то это предприятие (гражданин) считается субъектом, занимающимся этой деятельностью без лицензии, и его должностные лица (гражданин) могут быть вновь подвергнуты административному взысканию в соответствии со статьей 157-3 Кодекса.
2.7. Должностные лица органов Ространсинспекции имеют право подвергать административной ответственности правонарушителей за нарушение тех условий, которые предусмотрены в лицензии.
2.8. Пункт исключен с 10 марта 2000 года - приказ Минтранса РФ от 22 декабря 1999 года N 107 - см. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Пункт 2.9. предыдущей редакции с 10 марта 2000 года считается пунктом 2.8. настоящей редакции - приказ Минтранса РФ от 22 декабря 1999 года N 107.
____________________________________________________________________
2.8. Лица управляющие транспортными средствами и работающие по найму у владельцев этих транспортных средств не несут административную ответственность в соответствии со статьей 157-3 Кодекса.
3. Производство по делам об административных правонарушениях
3.1. При обнаружении на линии административного правонарушения, предусмотренного статьей 157-3 Кодекса, должностным лицом органа Ространсинспекции, общественным транспортным инспектором Ространсинспекции должен быть составлен рапорт (приложение N 1) на имя руководителя того органа Ространсинспекции, на территории которого обнаружено правонарушение.
3.2. В рапорте должно быть отражено: дата, время, место, суть допущенного правонарушения, а также фамилия и инициалы водителя, принадлежность (с указанием полного адреса), вид, марка и номер транспортного средства.
Кроме того, в рапорте излагаются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу.
3.3. Руководитель органа Ространинспекции обязан рассмотреть поступивший к нему после регистрации рапорт и :
а) либо поручить уполномоченному должностному лицу органа Ространсинспекции составить на основании рапорта протокол (если правонарушитель проживает на территории, обслуживаемой данным органом Ространсинспекции);
б) либо направить рапорт в орган Ространсинспекции по месту регистрации транспортного средства или предприятия, или по месту жительства гражданина-предпринимателя).
3.4. Протокол об административном правонарушении (приложение N 2) может быть оформлен должностным лицом Ространсинспекции без предварительного составления рапорта в случаях:
а) если административное правонарушение было совершено гражданином-предпринимателем на той же территории, где он проживает и обнаружено при проверке (в том числе на линии) органом Ространсинспекции обслуживающим этот регион;
б) если административное правонарушение обнаружено при проверке предприятий (граждан).
В случаях изложенных в настоящем пункте при обнаружении административного правонарушения, предусмотренного статьей 157-3 Кодекса должностными лицами органа Ространсинспекции, уполномоченными составлять протоколы и рассматривать дела об административной ответственности составления протокола и постановления о наложении административного взыскания и рассмотрение дела может быть произведено на месте.
3.5. Составлять протоколы об административном правонарушении уполномочены начальники отделений, их заместители, начальники филиалов, начальники отделов, их заместители, главные и ведущие специалисты, специалисты I и II категории органов Ространсинспекции.
3.6. Протокол об административном правонарушении составляется на руководителя, либо на иное должностное лицо предприятия, уполномоченное руководить деятельностью, подлежащей лицензированию.
В том случае, когда правонарушение совершено предпринимателем, управляющим транспортным средством и являющимся его владельцем, протокол составляется на это лицо.
Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе (абзац дополнительно включен с 3 марта 1998 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 ноября 1997 года N 143).
3.7. В протоколе указывается: наименование органа Ространсинспекции, дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, его составившего, фамилия, имя, отчество, должность, место работы (с указанием адреса) должностного лица, совершившего правонарушение (для граждан-предпринимателей указывается адрес - место жительства, дата и место рождения), а также наличие (если таковое имеется) ранее наложенного административного взыскания в соответствии со статьей 157-3 Кодекса. В случае, если наличие ранее наложенного административного взыскания обнаруживается позже, при рассмотрении дела этот факт отражается в справке с указанием даты и номера постановления по ранее рассмотренному делу (пункт дополнен приказом Минтранса России от 10 июня 1998 года N 69).
3.8. В протоколе об административном правонарушении указывается часть, статья, наименование нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершение данного правонарушения, а также место и время совершения проступка, кратко и точно излагается суть допущенного нарушения.
3.9. В соответствии со статьей 235 Кодекса протокол подписывается лицом, его составившим и лицом совершившим административное правонарушение, при наличие свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица совершившего правонарушение от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо совершившее правонарушение вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
3.10. Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами представляется (направляется) должностному лицу органа Ространсинспекции, уполномоченному рассматривать дела в соответствии со статьей 209-2 Кодекса.
3.11. При составлении протокола лицу, совершившему административное правонарушение, объявляется (под расписку) время и место рассмотрения дела, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:
- знакомиться с материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства;
- при рассмотрение дела пользоваться юридической помощью адвоката;
- выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
- обжаловать постановление по делу.
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
3.12. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
3.12.1. Дела об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 209-2 Кодекса, рассматриваются органами Ространсинспекции на территории, где зарегистрировано транспортное средство или предприятие, или по месту жительства гражданина-предпринимателя.
3.12.2. В соответствии со статьей 257 Кодекса должностное лицо Ространсинспекции, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, обязано в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола и других материалов дела рассмотреть их вынести постановление (приложение N 3).