Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 1992 года N 57

МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 1992 года N 222

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 1992 года N 82

МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И
 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 1992 года N 217

ПРИКАЗ


О разъяснении порядка работы органов, осуществляющих
 государственный контроль за использованием и охраной
 земель, по привлечению должностных лиц, граждан и
 юридических лиц, виновных в нарушении земельного
 законодательства, к административной ответственности

(с изменениями на 25 мая 1994 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 марта 2004 года на основании
совместного приказа Росземкадастра, Минздрава России и Госстроя России
 от 19 января 2004 года N П/6/16/19
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минприроды России от 25 мая 1994 года N 160.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий приказ утратил силу в части, касающейся органов Минприроды России - приказ Минприроды России от 25 мая 1994 года N 160.

____________________________________________________________________

    
 УТВЕРЖДЕНЫ
совместным приказом
  Комитета по земельной
     реформе и земельным ресурсам
   при Правительстве Российской Федерации,
  Министерства экологии и природных ресурсов
Российской Федерации,
   Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора
     Российской Федерации
   и Министерства архитектуры,
     строительства и жилищно-коммунального хозяйства
     Российской Федерации
от 29 сентября 1992 года N 57/222/82/217


РАЗЪЯСНЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Разъяснения разработаны во исполнение п.18 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 594.

1.2. В соответствии с указанным Положением дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями территориальных органов Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России в соответствии с их компетенцией, определенной пунктами 12, 13, 14, 15 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Территориальные органы Госкомсанэпиднадзора России своих комиссий не создают и привлекают должностных лиц и граждан к административной ответственности за санитарные правонарушения в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 8 мая 1992 года N 47. В случае выявления нарушений земельного законодательства территориальные органы Госкомсанэпиднадзора России передают материалы на рассмотрение в комиссии органов Роскомзема или Минэкологии России, в состав которых включаются представители органов Госкомсанэпиднадзора России.

1.3. Персональный состав комиссии, создаваемой при каждом территориальном органе Роскомзема, Минэкологии России, Госархстройнадзора России, утверждается приказом этих территориальных органов либо приказом вышестоящего органа (республиканского, краевого, областного) в составе председателя, секретаря и членов комиссии.

В городах и других поселениях, где не созданы местные органы архитектурно-строительного надзора, их функции выполняют соответствующие органы архитектуры и градостроительства.

1.4. В состав комиссии назначаются должностные лица территориальных органов Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

1.5. Если численность какого-либо районного или городского территориального органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель, не позволяет создать самостоятельную комиссию, совместным приказом нескольких районных и городских органов по контролю или приказом вышестоящего органа создается межрайонная комиссия.

1.6. Совместным приказом территориальных органов Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора России, Госархстройнадзора России может быть вместо отдельных комиссий этих органов создана одна совместная комиссия в составе представителей всех названных органов. Председатель, секретарь и члены этой комиссии утверждаются совместным приказом этих территориальных органов.

Названные органы осуществляют контроль за использованием и охраной земель во взаимодействии с Советами народных депутатов и администрацией в соответствии с законодательством.

II. Оформление документов при выявлении нарушений
земельного законодательства

2.1. При выявлении нерационально используемых земельных участков, при использовании их не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, должностное лицо органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии со ст.44 Земельного кодекса РСФСР выносит предупреждение с установлением трехмесячного срока для их устранения, о чем составляется соответствующий документ (приложение N 1).

Данный документ составляется в двух экземплярах, из которых 1-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 2-й экземпляр хранится у должностного лица, составившего указание.

2.2. В случае неустранения нарушений в установленный срок должностное лицо составляет Протокол о нарушении земельного законодательства (приложение N 2).

При выявлении других видов нарушений, указанных в ст.125 Земельного кодекса РСФСР и Указе Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323, Протокол может быть составлен и без вынесения Указания.

Согласно ст.235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в Протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего Протокол, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение, объяснение нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и должностным лицом, гражданином или представителем юридического лица, совершившего правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания Протокола в нем делается запись об этом.

Если нарушителем является юридическое лицо, то в Протоколе вместо сведений о личности нарушителя указываются юридический адрес, банковские реквизиты, телефон, телефакс, ф.и.о. представителя юридического лица.

Представителем юридического лица является его руководитель или должностное лицо, которому по доверенности (согласно ст.ст.64-70 Гражданского кодекса РСФСР) предоставлено право представлять интересы этого юридического лица.

2.3. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к Протоколу замечания по содержанию Протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении Протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст.247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка в Протоколе.

2.4. Протокол о нарушении земельного законодательства составляется в трех экземплярах, из которых 1-й экземпляр в трехдневный срок направляется в комиссию органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, 2-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 3-й экземпляр хранится у должностного лица, составившего Протокол.

2.5. Если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции нескольких органов, то дело рассматривается на комиссии органа, первым составившим Протокол о нарушении земельного законодательства, либо на совместном заседании комиссий этих органов.

2.6. В случае выявления нарушений, рассмотрение которых не входит в компетенцию данного органа, материалы передаются в комиссию органа, имеющего право привлекать к ответственности за данный вид нарушений.

2.7. Если нарушителями земельного законодательства являются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, то они привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном ст.16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

III. Рассмотрение дел о нарушениях
земельного законодательства

3.1. Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссией органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель, в пятнадцатидневный срок со дня получения Протокола о нарушении земельного законодательства.

3.2. На заседание комиссии лицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетель, эксперт, другие лица вызываются повесткой (приложение N 3)*.

_______________

* Приложение N 3 не приводится. - Примечание "КОДЕКС"


В необходимых случаях лица, участвующие в деле, могут быть извещены или вызваны телефонограммой или телеграммой.

В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, когда имеются данные о своевременном его извещении и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в соответствии со ст.247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях дело может быть рассмотрено в отсутствие этого лица. Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях земельного законодательства не предусмотрен.

В рассмотрении дела в соответствии со ст.ст.248-253 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут участвовать следующие лица:

потерпевший,  законные   представители,   адвокат,

свидетели,  эксперт,  переводчик.  

3.3. При рассмотрении дела о нарушениях земельного законодательства в соответствии со ст.260 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях комиссией ведется Протокол заседания (приложение N 4)*.

________________

* Приложение N 4 не приводится. - Примечание "КОДЕКС"


В Протоколе заседания указываются: дата и место заседания, состав комиссии, содержание рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в деле, их ходатайства, объяснения и результаты их рассмотрения, документы и вещественные доказательства, используемые при рассмотрении дела, сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.

Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим в заседании и секретарем.

3.4. Рассмотрев дело о нарушении земельного законодательства, комиссия, руководствуясь ст.ст.22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу (приложение N 5):

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела производством.

Постановление должно содержать: наименование комиссии, вынесшей постановление; дату рассмотрения дела; сведения о нарушителе; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение, размер, срок и порядок уплаты штрафа.

3.5. Комиссия вправе рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее трех человек. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к постановлению. Постановление подписывается председательствующим и секретарем.

3.6. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, подписывается в трех экземплярах, регистрируется в специальной книге (приложение N 6)* и в течение трех дней его копия вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

________________

* Приложение N 6 не приводится. - Примечание "КОДЕКС"

3.7. Штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения либо в месячный срок по окончании срока, установленного Указанием (приложение N 1).

При наложении взыскания учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, указанные в ст.ст.34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

IV. Порядок работы органов, осуществляющих госконтроль
за использованием и охраной земель при обжаловании
и опротестовании постановлений комиссии

4.1. Постановление комиссии может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным, в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса РСФСР об административный правонарушениях.

Если постановление вынесено совместной комиссией всех или нескольких органов, осуществляющих государственный контроль, то оно может быть обжаловано только в судебном порядке.

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

4.2. Постановление комиссии может быть опротестовано прокурором.

4.3. Подача жалобы или принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления комиссии до рассмотрения жалобы или протеста.

4.4. Вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий госконтроль за использованием и охраной земель, рассматривает жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и принимает одно из следующих решений:

1. Оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2. Отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

3. Отменяет постановление и прекращает дело;

4. Изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за правонарушение, однако, чтобы взыскание не было усилено.

4.5. Копия решения по жалобе или протесту на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

V. Исполнение постановлений о наложении штрафа