11.11.20.1.1.3. Конструкция и технология производства акустических
прожекторов, включающих излучатели с пьезоэлектри-
ческими, магнитострикционными, электрострикционными,
электродинамическими или гидравлическими элементами,
функционирующих независимо или в совокупности и име-
ющих одну из следующих характеристик:
11.11.20.1.1.3.1. плотность мгновенно излучаемой акустической мощности
превышающую 0,01 мВт/(кв.мм*Гц) для приборов, дей-
ствующих на частотах ниже 10 кГц;
11.11.20.1.1.3.2. плотность непрерывно излучаемой акустической мощ-
ности превышающую 0,001 мВт/(кв.мм*Гц) для приборов,
действующих на частотах ниже 10 кГц;
11.11.20.1.1.3.3. проектное предназначение для нормального функци-
онирования на глубинах свыше 1000 м;
11.11.20.1.1.3.4. способность подавления боковых лепестков более 22 дБ
Примечание
Экспортный контроль по пунктам 11.11.20.1.1.3. -
11.11.20.1.1.3.4. не распространяется на конструкцию и
технологию производства электронных источников с только
вертикальным акустическим излучением или механических
(например, воздушных или паровых ружей) или химических
(например, взрывных) источников
11.11.20.1.1.4. Конструкция и технология производства акустических сис-
тем, аппаратуры или специально разработанных компонен-
тов для определения положения надводных или подводных
судов, разработанных:
11.11.20.1.1.4.1. для работы на дистанции свыше 1000 м с точностью по-
зиционирования менее 10 м при измерении на расстоянии
1000 м;
11.11.20.1.1.4.2. для работы на глубинах более 1000 м
Примечание
Пункты 11.11.20.1.1.4. - 11.11.20.1.1.4.2. включают
конструкцию и технологию производства аппаратуры с
использованием когерентной обработки сигналов между
двумя или более маяками и гидрофонного устройства
надводных и подводных судов, либо аппаратуры, облада-
ющей способностью автокоррекции погрешности скорости
распространения звука
11.11.20.1.2. Конструкция и технология производства пассивных (прини-
мающих в штатном режиме независимо от связи с активной
аппаратурой) акустических систем, аппаратуры или специ-
ально разработанных компонентов
11.11.20.1.2.1. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей)
11.11.20.1.2.1.1. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей), включающих гибкие датчики непре-
рывного действия или сборки датчиков дискретного дей-
ствия с диаметром либо длиной менее 20 мм и расстоя-
нием между элементами менее 20 мм
11.11.20.1.2.1.2. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей), имеющих любой из следующих чувст-
вительных элементов:
11.11.20.1.2.1.2.1. оптоволоконный;
11.11.20.1.2.1.2.2. пьезоэлектрический полимерный;
11.11.20.1.2.1.2.3. пьезоэлектрический из гибкой керамики
11.11.20.1.2.1.3. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей), имеющих гидрозвуковую чувстви-
тельность лучше -180 дБ на любой глубине, без ком-
пенсации ускорения
11.11.20.1.2.1.4. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей), разработанных для глубин не более
35 м, с гидрозвуковой чувствительностью лучше -186 дБ
и компенсацией ускорения
11.11.20.1.2.1.5. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей), разработанных для нормальной ра-
боты на глубинах более 35 м, с гидрозвуковой чувстви-
тельностью лучше -192 дБ и компенсацией ускорения
11.11.20.1.2.1.6. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей), разработанных для нормальной ра-
боты на глубинах свыше 100 м, с гидрозвуковой чувстви-
тельностью лучше -204 дБ
11.11.20.1.2.1.7. Конструкция и технология производства гидрофонов
(преобразователей), разработанных для работы
на глубинах более 1000 м
11.11.20.1.2.2. Конструкция и технология производства буксируемых
акустических гидрофонных решеток:
11.11.20.1.2.2.1. с расположением гидрофонов менее чем на 12,5 м в
решетке;
11.11.20.1.2.2.2. с расположением гидрофонной группы от 12,5 до 25 м,
разработанной или способной быть модифицированной для
работы на глубине более 25 м;
11.11.20.1.2.2.3. с расположением гидрофонной группы на расстоянии 25 м
или более, разработанной для работы на глубине свыше
100 м;
11.11.20.1.2.2.4. разработанных или способных быть модифицированными
для глубин более 35 м с головными датчиками, включен-
ными в соединительный кабель решетки и имеющими точ-
ность лучше +-0,5°, или датчиками, смонтированными
снаружи соединительного кабеля решетки, обладающими
способностью работать с вращеним на 360° на глубине
более 35 м;
11.11.20.1.2.2.5. с неметаллическими усиливающими элементами или соеди-
нительным кабелем с продольным усилением кабеля;
11.11.20.1.2.2.6. с диаметром гидрофонной решетки в собранном виде
менее 40 мм;
11.11.20.1.2.2.7. с уплотненным групповым сигналом гидрофона;
11.11.20.1.2.2.8. с характеристиками гидрофона, определенными в пунктах
1.10.11.1.2.1. - 1.10.11.1.2.1.7.
11.11.20.1.2.3. Конструкция и технология производства аппаратуры обра-
ботки сигналов, специально разработанной для акустических
гидрофонных решеток, с любой из следующих характеристик:
11.11.20.1.2.3.1. быстрым преобразованием Фурье или другими преобразо-
ваниями данных по 1024 или более точкам менее чем за
20 мс без возможности программирования пользователем;
11.11.20.1.2.3.2. обработкой во временной или частотной области и кор-
реляцией, включая спектральный анализ, цифровую филь-
трацию и формирование луча с использованием быстрого
преобразования Фурье или других преобразований или
процессов с возможностью программирования пользовате-
лем
11.11.20.2. Специально разработанное программное обеспечение для
формирования акустического луча, обработки в реальном
масштабе времени акустических данных при пассивном
приеме с использованием шланговых гидрофонных решеток
11.11.20.3. Программное обеспечение для обработки в реальном мас-
штабе времени акустических данных для пассивного приема
с использованием шланговых гидрофонных решеток
11.11.20.4. Конструкция и технология производства наземных геофонов
обладающих способностью к преобразованию в морские сис-
темы, оборудования или специально разработанных компо-
нентов, указанных в пунктах 1.10.11.1.2.1. -
1.10.11.1.2.1.7.
11.11.20.5. Конструкция и технология производства аппаратуры на
лагах для корреляционного измерения горизонтальной
составляющей скорости относительно морского дна на рас-
стояниях между носителем и дном свыше 500 м
Раздел 11.12. Двигатели и движители системы,
и оборудование для них
11.12.1. Конструкция и технологии производства изолированных от
атмосферы двигательных систем, специально спроектирован-
ных для применения под водой
11.12.1.1. Конструкция и технология производства, ремонта и восста-
новления чистоты поверхности изолированных от атмосферы
двигательных систем с двигателями циклов Брайтона, Стир-
линга или Ренкина, имеющих любую из следующих составля-
ющих:
11.12.1.1.1. химические скрубберы или абсорберы, специально спроек-
тированные для удаления двуокиси углерода и частиц из
рециркулируемого выхлопа двигателя;
11.12.1.1.2. системы, специально спроектированные для применения
моноатомного газа;
11.12.1.1.3. приборы или глушители, специально спроектированные для
снижения шума под водой с частотами ниже 10 кГц, или
специально смонтированные приборы для смягчения хлопка
выброса;
11.12.1.1.4. системы, специально спроектированные для прессования
продуктов реакции, реформации топлива или хранения
продуктов реакции при противодавлении в 100 кПа или
более
11.12.1.2. Программное обеспечение, специально разработанное или
модифицированное для проектирования, производства или
применения систем, указанных в пунктах 1.11.1.1. -
1.11.1.1.4.
11.12.1.3. Конструкция и технология производства, ремонта и восста-
новления чистоты поверхности дизельных двигателей (для
изолированных от атмосферы двигательных систем), имеющих
все следующие составляющие:
11.12.1.3.1. химические скрубберы или абсорберы, специально спроек-
тированные для удаления двуокиси углерода, моноокиси
углерода и частиц из рециркулируемого выхлопа двигателя;
11.12.1.3.2. системы, специально спроектированные для применения
моноатомного газа;
11.12.1.3.3. приборы или глушители, специально спроектированные
для снижения шума под водой с частотами ниже 10 кГц
или специально смонтированные для смягчения хлопка
выброса;
11.12.1.3.4. специально спроектированные выхлопные системы с задерж-
кой выброса продуктов сгорания
11.12.1.4. Программное обеспечение, специально разработанное или
модифицированное для проектирования, производства или
применения дизельных двигателей, указанных в пунктах
1.11.1.2. - 1.11.1.2.4.
11.12.1.3. Конструкция и технология производства, капитального ре-
монта и восстановления чистоты поверхности топливных от-
секов для изолированных от атмосферы двигательных систем
с выходной мощностью, превышающей 2 кВт, имеющих какую-
либо из следующих характеристик:
11.12.1.5.1. приборы или глушители, специально спроектированные
для снижения шума под водой с частотами ниже 10 кГц
или специально смонтированные приборы для смягчения
хлопка выброса;
11.12.1.5.2. системы, специально спроектированные для прессования
продуктов реакции или для реформации топлива, хране-
ния продуктов реакции или выхлопа продуктов реакции
при противодавлении в 100 кПа или более
11.12.1.6. Программное обеспечение, специально разработанное или
модифицированное для проектирования, производства
топливных отсеков, указанных в пунктах 1.11.1.3. -
1.11.1.3.2.
11.12.1.7. Конструкция и технология производства подъемных венти-
ляторов с уровнем мощности более 400 кВт, специально
спроектированных для судов с поверхностным эффектом,
указанных в пунктах 1.13.1.6. или 1.13.1.7.
11.12.1.8. Программное обеспечение, специально разработанное или
модифицированное для проектирования, производства или
применения подъемных вентиляторов, указанных в пункте
1.11.2.
11.12.1.9. Конструкция и технология производства, капитального ре-
монта и восстановления чистоты поверхности систем дви-
жителей с водяным винтом или передачи мощности, специаль-
но спроектированных для судов с поверхностным эффектом (с
полностью изменяемой или неизменяемой поверхностной кон-
фигурацией), для судов с гидрокрыльями и на небольшом под-
водном крыле, указанных в пунктах 1.13.1.6.- 1.13.1.9.
11.12.1.9.1. суперкавитационных, супервентиляторных, частично по-
груженных или опускаемых (проникающих через поверхность)
движителей с уровнем мощности более 7,5 МВт;
11.12.1.9.2. соосных гребных винтов противоположного вращения с
уровнем передаваемой мощности более 15 МВт;
11.12.1.9.3. систем, служащих для выравнивания потока, набегающего
на движитель;
11.12.1.9.4. легковесного, высокого качества (значение К-фактора
превышает 300) редуктора;
11.12.1.9.5. систем передачи мощности трансмиссионным валом, включа-
ющих компоненты из композиционных материалов и способ-
ных осуществлять передачу мощности, большую 1 МВт
11.12.1.10. Программное обеспечение,специально разработанное или моди-
фицированное для проектирования, производства или примене-
ния систем, указанных в пунктах 1.11.3. - 1.11.3.5.
11.12.1.11. Конструкция и технологии производства, капитального ре-
монта и восстановления чистоты поверхности движителей с
водяным винтом, системы получения и передачи энергии для
применения на судах:
11.12.1.11.1. гребных винтов регулируемого шага и сборки ступицы с
уровнем передачи мощности более 30 МВт;
11.12.1.11.2. электрических двигателей с водяным внутренним охлаж-
дением и выходной мощностью выше 2,5 МВт;
11.12.1.11.3. магнитогидродинамических движителей с выходной мощностью
более 0,1 МВт с применением сверхпроводимости;
11.12.1.11.4. систем передачи мощности трансмиссионным валом, вклю-
чающих компоненты из композиционных материалов и спо-
собных осуществлять передачу мощности, большую 2 МВт;
11.12.1.11.5. систем вентиляторных (или на базе вентиляторных) винтов
с уровнем передаваемой мощности более 2,5 МВт
11.12.1.12. Программное обеспечение, специально разработанное или мо-
дифицированное для проектирования, производства или приме-
нения движителей, указанных в пунктах 1.11.4. - 1.11.4.5.
11.12.1.13. Конструкция, технологии производства и капитального ремонта
систем снижения шума для применения на судах водоизмещением
1000 тонн или более:
11.12.1.13.1. систем снижения шума, уменьшающих уровень шума
частотой ниже 500 Гц и состоящих из компаундных акусти-
ческих сборок для акустической изоляции дизельных дви-
гателей, дизель-генераторных установок, газовых турбин,
газотурбинных генераторных установок, двигательных уста-
новок или редукторов, специально спроектированных для
звуковой или вибрационной изоляции, имеющих усреднен-
ную массу свыше 30% массы всего монтируемого оборудо-
вания;
11.12.1.13.2. активных систем снижения шума или его погашения, или
подшипников на магнитном подвесе, специально спроек-
тированных для мощных трансмиссионных систем, и вклю-
чающих электронные системы управления, способные активно
снижать вибрации оборудования генерацией антишумовых или
антивибрационных сигналов непосредственно у источника
шума
11.12.1.14. Программное обеспечение, специально разработанное или мо-
дифицированное для проектирования, производства или приме-
нения систем снижения шума, указанных в пунктах 1.11.5. -
1.11.5.2.
11.12.1.15. Конструкции, технологии производства и капитального ремонта
и восстановления чистоты поверхности систем движения на
струйном двигателе с уровнем выходной мощности, превышающим
2,5 МВт, использующих отклоняющееся сопло и технику регу-
лирования потока лопаткой (лопастью) с целью увеличения
эффективности движителя или снижения генерируемых движи-
телем и распространяемых под водой шумов
11.12.1.16. Программное обеспечение, специально разработанное или мо-
дифицированное для проектирования, производства или приме-
нения в системах движения на струйном двигателе, указанных
в пункте 1.11.6.
11.12.1.17. Специфическое программное обеспечение, специально созданное
или модифицированное для разработки, производства, текущего
ремонта, капитального ремонта или восстановления чистоты
поверхности (ремашинизации) винтов, специально спроектиро-
ванных для снижения их шума под водой
11.12.1.18. Технология производства, текущего ремонта, капитального
ремонта и восстановления чистоты поверхности (ремашини-
зации) винтов, специально спроектированных для снижения
их шума под водой
11.12.2. Конструкция и технология производства, ремонта и восстанов-
ления морских газотурбинных двигателей с эксплуатационной
мощностью 13,795 кВт или более и удельным расходом топлива
менее 0,243 кг/(кВт*ч), и специально разработанных агрегатов
и компонентов для таких двигателей
11.12.3. Программное обеспечение, необходимое для проектирования
и производства морских газотурбинных двигателей, указанных
в пункте 1.11.7.
11.12.4. Программное обеспечение, необходимое для работы полностью
автономных электронно-цифровых контроллеров для двигатель-
ных систем, указанных в пункте 1.11.7.
11.12.5. Конструкция и технология производства специально разрабо-
танных агрегатов и компонентов газотурбинных двигателей
11.12.5.1. Конструкция и технология производства многокупольных камер
сгорания, работающих при средних температурах на выходе из
камеры свыше 1643 К (1370° С), или камер сгорания, содер-
жащих термически разделенные теплозащитные элементы, неме-
таллические теплозащитные элементы или неметаллические
корпуса
11.12.5.2. Конструкция и технология производства компонентов изго-
товленных из органических композиционных материалов для
температур применения свыше 588 К (315° С) или из метал-
лических матричных композиционных, керамических, матричных,
интерметаллических усиленных материалов в том числе из ма-
териалов, указанных в пунктах 1.3.3. - 1.3.3.2.
11.12.5.3. Конструкция и технология производства неохлаждаемых тур-
бинных лопаток, лопастей, верхних частей венцов или дру-
гих компонентов, спроектированных для работы в газовом
потоке с температурой в 1323 К (1050° С) или выше
11.12.5.4. Конструкция и технология производства охлаждаемых тур-
бинных лопаток, лопастей, верхних частей венцов иных,
кроме указанных в пунктах 1.11.8.1. и 1.11.8.2., работа-
ющих без тепловой защиты при температуре газа в 1643 К
(1370° С) или выше
11.12.5.5. Технология производства и крепления турбинных лопаток и
композитов, способных выдерживать более чем 2000 кВт при
скоростях потока свыше 0,55 М
11.12.5.6. Конструкция и технология производства комбинаций лопасти
с профилем крыла - диском турбины, с использованием ме-
тода соединения элементов в твердом состоянии
11.12.5.7. Конструкция и технология производства высокоресурсных вра-
щающихся компонентов газотурбинного двигателя, исполь-
зующих материалы, изготовленные методом порошковой
металлургии
11.12.5.8. Конструкция и технология производства системы автономного
электронно-цифрового контроллера для газотурбинных
двигателей и двигателей комбинированного цикла, относяще-
гося к ней диагностического оборудования, датчиков и
специально спроектированных элементов
11.12.5.9. Конструкция и технология производства систем управления
геометрией газового потока и систем управления в целом
для:
11.12.5.9.1. газогенераторных турбин;
11.12.5.9.2. вентиляторных или мощных турбин
Примечание
По пунктам 11.12.5.9. - 11.12.5.9.2. экспортный контроль
не распространяется на конструкцию и технологию производ-
ства систем управления газового потока, осуществляемого
с целью реверса тяги
11.12.5.10. Конструкция и технология производства систем управления
зазором между венцом и лопатками ротора, использующих
технологию активной компенсации зазора турбинным кожухом
11.12.5.11. Конструкция и технология производства газовых подшипни-
ков для сборок ротора газотурбинного двигателя;
11.12.5.12. Конструкция и технология производства пустотелых лопаток
с широкой хордой без межпролетного крепления
11.12.6. Программное обеспечение, необходимое для проектирования
или производства специально разработанных агрегатов и ком-
понентов газотурбинных двигателей, указанных в пунктах
1.11.8. - 1.11.8.13
11.12.7. Программное обеспечение в коде источника, объектном или
машинном коде, требуемое для применения в активных ком-
пенсационных системах для управления зазором между вен-
цом и лопатками ротора, указанных в пункте 1.11.8.11.
Примечание
По пункту 11.12.7. экспортный контроль не распространя-
ется на программное обеспечение, вложенное в не подлежащее
контролю оборудование или требуемое для технического обслу-
живания, связанного с калибровкой или ремонтом или модер-
низацией системы управления с активной компенсацией зазора
11.12.8. Технология производства компонентов газотурбинных двига-
телей с применением лазерного, водоструйного или электро-
эрозионного электротехнического методов сверления отвер-
стий (полостей):
11.12.8.1. глубиной, более чем в 4 раза большей их диаметра, диа-
метром меньше 0,76 мм и углами наклона,равными или менее
25°;
11.12.8.2. глубиной, более чем в 5 раз большей их диаметра, диа-
метром меньше 0,4 мм и углами наклона,равными или более
25°
Примечание
Применительно к пункту 11.12.8. угол наклона измеряется
от поверхности, обдуваемой потоком, тангенциально в точ-
ке, где ось отверстия пересекается с этой поверхностью
11.12.9. Конструкция и технология производства вертолетных систем
передачи мощности или систем передачи мощности на зава-
ленный несущий винт или заваленное крыло воздушного ле-
тательного аппарата:
11.12.9.1. способных снизить операционное время на смазку на
30 мин и более;
11.12.9.2. имеющих на входе соотношение мощности и веса 8,87 кВт/кг
и более
11.12.10. Конструкция и технология производства поршневого дизель-
ного двигателя наземных систем станции с силовой уста-
новкой, имеющей объем бокса 1,2 куб.м или меньше, полную
выходную мощность более 750 кВт, плотность мощности более
чем 700 кВт/куб.м объема бокса
Примечание
Объем бокса определяется как производная трех значений
перпендикуляров, измеренных следующим образом:
длина: длина коленчатого вала от переднего фланца до
лицевой плоскости маховика;
ширина: максимальное значение из следующих измерений;
внешнего расстояния от одной крайней крышки
клапана до другой крайней крышки;
расстояния между краями головок цилиндров;
диаметра кожуха маховика;
высота: наибольшее из следующих измерений:
расстояния от оси коленчатого вала до верхней
плоскости клапанной крышки (или головки ци-
линдра) плюс удвоенная длина хода поршня;
диаметра кожуха маховика