5. Административный надзор устанавливается:
а) за лицами, указанными в пунктах "а" и "б" статьи 2 настоящего Положения, - при их освобождении из исправительно-трудового учреждения;
б) за лицами, указанными в пункте "в" статьи 2 настоящего Положения, - по месту их постоянного жительства, но не позднее трех лет с момента освобождения из исправительно-трудовых учреждений.
6. Основаниями для установления административного надзора являются:
а) в отношении особо опасных рецидивистов - вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом;
б) в отношении лиц, указанных в пункте "б" статьи 2 настоящего Положения, - материалы администрации исправительно-трудового учреждения, свидетельствующие об упорном нежелании осужденного встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;
в) в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 2 настоящего Положения, - материалы органа внутренних дел, свидетельствующих, что лицо, освобожденное из исправительно-трудового учреждения, ведет антиобщественный образ жизни.
7. Об установлении административного надзора в отношении лиц, указанных в пунктах "а" и "б" статьи 2 настоящего Положения, начальник исправительно-трудового учреждения выносит мотивированное постановление, в котором указываются основания для установления надзора, срок надзора и определяется срок прибытия поднадзорного к избранному им месту жительства. Постановление направляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства в день его освобождения. По прибытии поднадзорного к избранному месту жительства начальником органа внутренних дел устанавливаются ограничения, предусмотренные настоящим Положением. В случае неприбытия поднадзорного в определенный срок к избранному им месту жительства органом внутренних дел объявляется его розыск.
Об установлении административного надзора за лицами, указанными в пункте "в" статьи 2 настоящего Положения, начальник органа внутренних дел выносит мотивированное постановление, в котором указываются основания для установления надзора, срок надзора и ограничения, предусмотренные настоящим Положением.
Установление административного надзора в случае, предусмотренном пунктом "б" статьи 2 настоящего Положения, согласовывается с наблюдательной комиссией, а в случаях, предусмотренных пунктами "б" и "в", - санкционируется прокурором.
8. Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях административный надзор может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление.
(В ред. - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 г. N 5255-VII).
9. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения вправе изменять (ослаблять или усиливать) ограничения, предусмотренные статьей 3 настоящего Положения.
10. Постановление администрации исправительно-трудового учреждения и органа внутренних дел об установлении административного надзора и постановление органа внутренних дел о продлении административного надзора, установлении и изменении ограничений при осуществлении надзора объявляются под расписку поднадзорному лицу. При этом ему разъясняются обязанности поднадзорного, ответственность за нарушение правил административного надзора, а лицу, в отношении которого установлен административный надзор исправительно-трудовым учреждением, - ответственность за неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства. Поднадзорному лицу также разъясняется ответственность за самовольное оставление им места жительства с целью уклонения от административного надзора.
11. Лица, в отношении которых установлен административный надзор, фотографируются и берутся на учет органов внутренних дел в соответствии с инструкцией, утверждаемой Министерством внутренних дел СССР; в необходимых случаях у поднадзорных снимаются отпечатки пальцев. На каждое лицо, находящееся под административным надзором, ведется надзорное производство.
12. Работники милиции обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор, принимать необходимые меры для приобщения их к общественно полезному труду, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка и правил социалистического общежития.
При осуществлении административного надзора работники милиции имеют право:
а) истребовать сведения о поведении поднадзорного от администрации предприятий, учреждений и общественных организаций по месту его работы и жительства, а также от граждан;
б) возбуждать ходатайства перед соответствующими государственными, общественными и хозяйственными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;
в) вызывать поднадзорного на беседы в милицию; проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, общественных организаций, а также родственников поднадзорного;
г) требовать от поднадзорного устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
д) посещать в любое время суток жилище поднадзорного.
Для оказания помощи органам внутренних дел в проведении отдельных мероприятий по осуществлению административного надзора могут привлекаться внештатные сотрудники органов внутренних дел, члены наблюдательных комиссий и добровольных народных дружин.
Розыск лиц, уклоняющихся от административного надзора, осуществляется милицией.
13. Административный надзор прекращается:
а) по истечении срока, на который установлен административный надзор;
б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;
в) в случаях погашения или снятия судимости с поднадзорного.
14. О прекращении административного надзора выносится постановление, которое утверждается начальником районного, городского, районного в городе отдела (управления) внутренних дел.