ПИСЬМО
от 29 марта 1994 года N 3-14-1/404
О нарушениях земельного законодательства
Роскомзем направляет для руководства и использования в практической работе следующие документы:
- приказ Роскомзема от 18.02.94 N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства" /зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1994 г. N 528/ на 18 листах.
- письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.02.92 N 02-31/2293 - на 1 листе.
- определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства - на 2 листах.
Заместитель председателя Комитета
С.Л.Громов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО
(Банк России) ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И
ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ПРИ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФЕДЕРАЦИИ
103016, Москва, КОМОВУ Н.В.
ул.Неглинная,12
119862, г.Москва,
от 17.12.92 N 02-31/2293 ул.Льва Толстого, 5/1
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проекты постановлений Правительства Российской Федерации "О внесении дополнений в Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 594" и считал бы возможным изложить дополнение в следующей редакции:
"Взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц, за исключением иностранных и международных организаций, привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель.
Взыскание денежных средств с иностранных, международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда".
А.В.Войлуков
1. Самовольное занятие земельных участков - использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды. Орган местного самоуправления может разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).
2. Противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель - принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением своих полномочий.
3. Нерациональное использование сельскохозяйственных земель самовольный перевод ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, использование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, необеспечение выполнения утвержденных в установленном порядке мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановки на ней.
Конкретные показатели нерационального использования земель разрабатываются органами Роскомзема и могут утверждаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Признаками нерационального использования земель являются: низкие урожаи, засоренность посевов, низкий уровень агротехники, проявление признаков деградации почв, отрицательный баланс питательных веществ в почве и другие показатели, характерные для каждого конкретного региона.
4. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв - необоснованное сокращение или невыполнение предусмотренных соответствующими решениями и проектными материалами объемов агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов.
5. Использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель - фактическое использование земельных участков в целях, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору, а также несоблюдение режима использования земель, в случаях установления таких ограничений и обременений правами других лиц.
6. Систематическое невнесение платежей за землю - неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности по уплате земельного налога в течение последующего года, неуплата в установленные сроки арендной платы, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, причиненных убытков и нанесенного ущерба.
7. Захламление земель - накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.
8. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно, либо требуют введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использования земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.
9. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению - несоблюдение арендаторами условий договора аренды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодателям, невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
10. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, разработка карьеров, создание очистных сооружений, хвостохранилищ и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил и приводящих к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, что приводит к необходимости установления ограничений по использованию земель.
11. Искажение сведений о состоянии и использовании земель приписки и искажение сведений в статистической документации о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, объемов выполненных работ по мелиорации, культуртехнике, рекультивации и иных мероприятий.
12. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда - непринятие мер по своевременному рассмотрению заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, недоведение до граждан информации о ходе формирования фонда перераспределения земель и месте нахождения включенных в него земельных участков.
13. Уничтожение межевых знаков - действия, приводящие к утрате в натуре (на местности) границ земельных участков (запахивание, хищение или уничтожение межевых знаков, другими способами) и к необходимости проведения работ по их восстановлению.
14. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель по вопросам устранения нарушений земельного законодательства непринятие мер по устранению нарушений земельного законодательства в сроки, определенные госземинспекторами и их заместителями в Указаниях об устранении нарушений земельного законодательства, Требованиях о приостановке работ, эксплуатации объектов, Предписаниях о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов, Решениях о приостановке неправомерных решений органов местного самоуправления и т.п.
Подача жалобы или принесение протеста в 10-дневный срок со дня вынесения названных предписаний приостанавливает их исполнение до рассмотрения жалобы или протеста в установленном порядке.