В Российской Федерации в настоящее время одним из факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку, является существующая и возрастающая угроза завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, чем наносится значительный ущерб народному хозяйству и здоровью населения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, начиная с 1990 года в мире резко активизировались эпидемические очаги особо опасных инфекционных заболеваний. В 1993 году в 52 государствах зарегистрировано более 350 тыс.больных холерой. Ежегодно регистрируется около 1200 случаев чумы и свыше 5 тыс.заболеваний желтой лихорадкой, обостряется обстановка по другим опасным инфекционным заболеваниям.
Положение усугубляется значительным притоком на территорию Российской Федерации из стран, не благополучных по особо опасным инфекционным заболеваниям, лиц, ищущих убежища, на которых распространяется статус беженцев (в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года и Протоколом к ней 1967 года).
Отмечается увеличение числа случаев завоза в страну инфекционных заболеваний людей, животных и растений, требующих для ликвидации последствий их распространения значительных финансовых и материальных затрат. Локализация и ликвидация последствий завоза одного случая заболевания холерой обходятся государству в 3 млн. рублей, в на ликвидацию последствий завоза карантинного вредителя капрового жука затраты составляют 1,4 млрд.рублей.
Значительно обострилось положение в связи с резко возросшим потоком поставок из-за рубежа в Российскую Федерацию продуктов питания и пищевого сырья, товаров народного потребления, которые представляют реальную и потенциальную опасность для здоровья населения и могут оказывать негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку. При этом значительная часть российских и зарубежных поставщиков уклоняется от выполнения действующих санитарных, ветеринарных и фитосанитарных правил, определяющих порядок ввоза продовольственной, животноводческой и растениеводческой продукции, что усугубляется отсутствием действенной системы контроля.
Только в 1993 году зарегистрированы десятки случаев ввоза продуктов питания, опасных по своим качественным характеристикам, а в ряде случаев послуживших причиной тяжелых интоксикаций и заболеваний людей. В Москве в ноябре 1993 года зарегистрированы очаги ботулизма среди людей, вызванные использованием в пищу мясных консервов итальянского производства. Из консервов выделен токсин, установлена их промышленная нестерильность. Была запрещена реализация крупной партии тайваньского риса в связи с содержанием в нем высокоопасных пестицидов в концентрациях, превышающих предельно допустимые.
По неполным данным, в 1993 - 1994 годах органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации запрещена реализация более 1000 партий импортного продовольствия, в том числе поступившего по линии гуманитарной помощи, в связи с недоброкачественностью и отсутствием документов, подтверждающих качество товара.
Поставляемые по импорту виноводочные изделия в 18,2 процента случаев не соответствуют санитарным нормам, а консервная продукция в 7,3 процента от общего ее объема, поступаемого в Российскую Федерацию.
В результате деятельности частных предпринимателей, что особенно осложняет организацию контроля и надзора, страна наводнена огромным количеством всевозможных жевательных резинок и конфет, нередко крайне низкого качества с истекшими сроками реализации, содержащих порой не разрешенные в Российской Федерации пищевые добавки и опасные токсичные элементы.
Развитие в последние годы международных связей на федеральном, региональном и местном уровнях, значительно возросший уровень международных пассажирских и грузовых перевозок обусловили увеличение числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропортах, морских и речных портах, на железнодорожных путях и автострадах, которые должным образом не оборудованы.
Положение усугубляется тем, что на большом протяжении у Российской Федерации фактически отсутствует государственная граница с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, что позволяет ввозить грузы без должной оценки и досмотра, минуя соответствующие санитарно-карантинные пункты.
Указанные причины приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной обстановки.
В настоящее время охрана территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О ветеринарии" и возложена на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, Государственную инспекцию по карантину растений (далее именуются государственные службы контроля), соответствующие службы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Принимаются меры по обеспечению санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации. К настоящему времени действуют 289 пограничных контрольно-пропускных пунктов. Кроме того, на границе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств открыто 106 пунктов таможенного контроля. Планируется открытие еще 50 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Действующие и вновь открываемые пункты пропуска не отвечают возросшим современным требованиям по материально-техническому и приборному оснащению, не укомплектованы достаточным количеством квалифицированного персонала и, как правило, не в должной мере решают вопросы санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Создание таких пунктов на государственной границе Российской Федерации осуществляется неудовлетворительными темпами из-за отсутствия необходимого финансирования их содержания и оборудования.
Предполагается создание системы организаций и учреждений санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации, координирующих свои усилия с таможенными органами Российской Федерации и Пограничными войсками Российской Федерации и оснащенных современными техническими средствами, позволяющей исключать возможность завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, карантинных вредителей растений и токсичных веществ.
Одновременно планируется организация региональных центров лабораторного контроля, на которые будет возложено осуществление необходимых исследований с использованием современных технических средств и приборов.
Все это требует от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации укрепления организаций и учреждений государственных служб контроля на государственной границе Российской Федерации, совершенствования законодательства Российской Федерации по этим вопросам, создания необходимого материально-технического потенциала и системы межведомственного информационного обеспечения.
Для реализации этих целей и задач и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 437 "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" разработана Федеральная целевая программа по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994 - 1997 годы (далее именуется - программа). Программа предусматривает совершенствование организации системы организаций и учреждений государственных служб контроля на государственной границе Российской Федерации и в регионах Российской Федерации, разработку нормативной и правовой базы, улучшения материально-технического, научного и кадрового обеспечения работ по этому направлению. Финансовые средства на выполнение данной программы предусматриваются из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация программы обеспечит сокращение ожидаемых прямых и косвенных потерь в результате предотвращения завоза и распространения на территории Российской Федерации особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, улучшение состояния здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополучия.