3.1. При рассмотрении признаков установления монопольных цен следует иметь в виду, что:
3.1.1. под изменениями цен понимается их реальная динамика, учитывающая инфляционные процессы;
3.1.2. изменения объемов производства учитываются в натуральном, а не стоимостном, выражении;
3.1.3. признаки монопольных цен могут выявляться не только прямо, через сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, но и косвенно, путем анализа динамики цен, объемов производства и т.д.;
3.1.4. факты, формально свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, реально могут быть следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а не злоупотреблением доминирующим положением на рынке со стороны хозяйствующего субъекта при установлении свободных цен. Поэтому наличие признаков монопольной цены не исключает, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.
3.2. К наиболее характерным признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:
3.2.1. повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате:
преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;
скрытого уменьшения объемов производства (реализации)*;
________________
* Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения потребительских свойств продукции, ее комплектации, ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуска (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д.
3.2.2. Скрытое повышение цены* в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате сокращения объемов производства (реализации).
________________
* Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижение цены при опережающем падении качества.
3.2.3. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.
3.3. Наиболее характерными признаками монопольно низкой цены являются:
3.3.1. создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;
3.3.2. продажа продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, по ценам ниже себестоимости и/или ниже уровня, который сложился на конкурентных рынках, и/или меньше среднеотраслевого (среднерегионального) уровня, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;
3.3.3. не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства снижение прибыли в условиях стабильного (растущего) спроса на данный товар за определенный период времени;
3.3.4. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы конкурентов.
3.4. Наиболее характерными признаками монопсонически низкой цены являются:
3.4.1. необусловленное уровнем потребностей сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей предприятий поставщиков;
3.4.2. покупка продукции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, в частности, по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне или/и возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;
3.4.3. не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или/и уровня заработной платы его работников) путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.