Недействующий

Об утверждении Перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения Российской Федерации на 1993 год (утратил силу)

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 21.06.93 N 146


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по экономическому обоснованию Перечня видов медицинской
помощи, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий
и их объемов, входящих в базовую программу обязательного
медицинского страхования различных контингентов
населения Российской Федерации

МОСКВА 1993 ГОД

Методические рекомендации по экономическому обоснованию перечня видов медицинской помощи, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий и их объемов, входящих в Базовую Программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения Российской Федерации подготовлены в научно-исследовательском институте НПО "МедСоцЭкономИнформ" Минздрава России (Генеральный директор, профессор Ю. М. Комаров).

Автор методических рекомендаций зав. отделом социально-экономических проблем регионального планирования здравоохранения Н. А. Кравченко.

Методические рекомендации и материалы к ним обсуждены на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением республик в составе Российской Федерации, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга 15 сентября 1992 года (Москва, Минздрав РФ) и на инструктивном совещании Комитета по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре Верховного Совета России - 15-16 апреля 1993 года (Москва, Дом Советов России).

     НПО "МЕДСОЦЭКОНОМИНФОРМ"
     127254, Москва, Добролюбова 11
     Тел: 218-90-98 Телетайп: 113603 ПЛАТА   Телефоны исполнителей:
     Телефакс: (095) 219-38-40               979-92-31
     Internet: komarov&mastak.msk.su         979-92-40

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Одной из ключевых проблем здравоохранения при переходе к рынку является способность государства по обеспечению конституционного права личности на охрану его здоровья и получение гарантированной медицинской помощи в нужном объеме и качестве.

Острота проблемы усиливается в связи с углублением экономического кризиса и острым дефицитом государственного бюджета, нарастанием негативных тенденций в здоровье нации.

Именно сейчас, когда страна находится на пороге введения обязательного медицинского страхования важно осознать особенности "рынка медицинских услуг" и его отличия от стандартного конкурентного рынка.

Специфика функционирования рынка медицинских услуг состоит в том, что он не саморегулируется по законам рыночной экономики. Это связано прежде всего с тем, что предметом регулирования являются общественные блага, а не товаропроизводство.

Значительное место имеют внешние эффекты и необходимость обеспечения, так называемых "заслуженных благ" т. е. услуг, чья ценность для общества превышает оценку, даваемую им индивидуальными потребителями (профилактика, вакцинация, ранняя диагностика и др.).

Главное же состоит в том, что рынок медицинских услуг не соответствует стандарту свободного конкурентного рынка.

Так, стандартный рынок характеризуется:

а) наличием хорошо информированных покупателей;

б) множеством производителей и продавцов товаров;

в) свободным доступом на рынок новых продавцов, ранее не действовавших на рынке;

г) однородностью товаров и т. д.

В отличие о этого на "рынке медицинских услуг" существует проблема асимметрии информации у производителя и потребителя медицинских услуг. Имеет место вполне "естественная монополия "продавца" (медработника), как на знание состояния здоровья пациента (покупателя), так и на формы и методы медицинского обеспечения.

Особенно это проявляется в области оказания высококвалифицированной помощи и в сельской местности, где имеется единственное медицинское учреждение. Все это ограничивает число "продавцов" на рынке.

Кроме того, во всем мире имеется законодательное ограничение доступа на рынок медицинских услуг. Для чего требуется наличие специального образования, лицензии или сертификата на право заниматься медицинской практикой и др.

И наконец, следует отметить неоднородность медицинских услуг, потребляемых конкретными индивидуумами. Вот далеко не полный перечень основных отличий "медицинского рынка" от свободного конкурентного рынка.

Важно также подчеркнуть, что эффективно функционирующий рынок не может устранить неравенства в доходах, следствием чего может стать социально нежелательная (дискриминационная) модель распределения медицинских услуг.

В силу всех этих особенностей свободный рыночный механизм дает сбои, так как не в состоянии удовлетворить общественные требования доступности, универсальности и социальной справедливости медицинской помощи, что делает вмешательство государства в финансирование и регулирование рынка медицинских услуг обязательным.

Учитывая нестандартность "рынка медицинских услуг" требуется постоянное сопоставление прогнозов поискового и нормативного характера.

И как это не кажется парадоксальным на первый взгляд, в условиях децентрализации и демократизации общества, именно в здравоохранении необходимо повысить уровень планирования, программирования и управления на единой научно обоснованной методологической основе.

Хозяйственный механизм современного общества должен создать такую модель функционирования и развития здравоохранения, в которой органично сочетались бы экономические интересы государства, отрасли и потребности отдельно взятого человека - личности.

Для этого предстоит соединить два казалось бы противоречивых начала - план или программу (регулирующую деятельность центра) и рынок (совокупность автоматических регуляторов, подсистему прямых и обратных связей между производителем услуг и потребителем их). Сбои заложены в каждом из них. Однако, без этих двух составляющих хозяйственный механизм отрасли не может существовать.

Известно, что конкурентный механизм рынка и закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций. Они стимулируют производителей, гарантируют научно-технический прогресс, задают критерии эффективности производства, "вымывают" неэффективные звенья, санируют экономику отрасли, но все это не снимает важности и централизованного компонента хозяйственного механизма.