Действующий

Положение о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных ... (Минюст N 609 24.06.1994)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 25 мая 1994 года N ВГ-4-08/57н

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и
другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими
лицами в бюджет и государственные небюджетные фонды, на их
имущество в случае отсутствия денежных средств
на счетах в банках

1. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429) и подпунктом "г" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527; N 34, ст.1986; 1993, N 4, ст.118), а также пунктом 29 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст.5076; 1994, N 1, ст.5) взыскание с предприятий, учреждений и организаций юридических лиц (далее - "налогоплательщики") недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее - "налоговые органы") в бесспорном порядке, причем в случае отсутствия доходов в виде денежных средств на их счетах в банках обращается на имущество налогоплательщиков, а по платежам в бюджет (в порядке, установленном Государственной налоговой службой Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации) также на суммы, причитающиеся им от их дебиторов.

Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст.1114) федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставлено право налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.

В порядке, установленном настоящим Положением, производится обращение взыскания на имущество налогоплательщиков, не внесших в установленный срок налоги и другие обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды (далее - "недоимки"). В том же порядке при отсутствии на счетах денежных средств обращаются к взысканию в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, суммы пени за задержку уплаты недоимки, штрафов и иных санкций за нарушение налогового законодательства.

2. Взыскание недоимки может быть обращено только на имущество налогоплательщика-должника, принадлежащее ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения (кроме случаев, когда в договоре о передаче имущества в полное хозяйственное ведение предусмотрен запрет на его отчуждение полностью либо в той или иной части), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

3. Обращение взыскания недоимки на имущество предприятия-налогоплательщика не производится, если к моменту принятия решения о таком обращении арбитражным судом возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст.6),

Если это производство возбуждено после принятия в установленном порядке решения об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщика, процесс обращения взыскания на имущество и его реализации приостанавливается, а в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом) прекращается.

В случае отсутствия или недостаточности для возмещения недоимки имущества первой или второй очереди, на которое в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения обращается взыскание, у налогоплательщика - федерального государственного предприятия, а также у предприятия (организации), в капитале которого имеется доля (вклад) Российской Федерации, налоговый орган обязан в недельный срок после принятия указанного решения направить в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом информацию об этом с приложением справки налогового органа о сумме недоимок предприятия-налогоплательщика, его баланса за последний отчетный период, заверенного налоговым органом и иных материалов, необходимых для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве). Такая же информация, в том числе и в отношении налогоплательщиков-предприятий иных форм собственности, представляется налоговыми органами в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в финансовые органы.

4. В возмещение недоимки в случае отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщиков и (по платежам в бюджет) на счетах их дебиторов в банках взыскание обращается прежде всего на его наличные денежные средства (в том числе в иностранной валюте) и лишь при их отсутствии или недостаточности - на любые виды иного имущества (далее - "имущество") с учетом предложений налогоплательщика.

Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте в случае их обращения в возмещение недоимки подлежат изъятию у налогоплательщика независимо от его согласия и незамедлительно по их представлении или обнаружении. При этом подлежит обязательному изъятию наличность, находящаяся в сейфе кассы налогоплательщика и в изолированном помещении этой кассы, а также денежная наличность независимо от места ее хранения, которая значится по бухгалтерским (кассовым) документам налогоплательщика. В остальных случаях обнаруженная денежная наличность подлежит изъятию при наличии на то согласия налогоплательщика и при отсутствии заявлений присутствующих при изъятии лиц о ее принадлежности этим или другим лицам.

Изъятие производится налоговым органом при обязательном участии федерального органа налоговой полиции или, если проверка проводилась федеральным органом налоговой полиции, - этим последним и оформляется актом, подписываемым представителями указанных органов и налогоплательщика в количестве экземпляров из расчета для каждого из участников изъятия и фиксирующим раздельно всю обнаруженную и изъятую наличность с изложением причин неизъятия части наличности.

Изъятые денежные средства в тот же день сдаются в банк для зачисления в соответствующий бюджет, причем денежные средства в рублях могут быть перечислены в банк почтовым переводом. При невозможности их сдачи в банк в течение дня они подлежат сдаче в ближайший рабочий день банка (почтового отделения), а до сдачи принимаются на ответственное хранение органом федеральной налоговой полиции, что фиксируется в акте.

Если соглашение с налогоплательщиком по вопросу выделения имущества для возмещения недоимки не достигнуто (в том числе в связи с тем, что на предложенное им для реализации в возмещение недоимки имущество отсутствует спрос), соблюдается следующая очередность такого обращения:

в первую очередь взыскание обращается на имущество, непосредственно не участвующее в производственном цикле: ценные бумаги, валютные ценности, оборудование непроизводственных помещений, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и т.п.;

во вторую очередь - на готовую продукцию, а также иные материальные ценности, не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;

в третью очередь - на сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование здания, сооружения, другие основные средства;

в четвертую очередь - на имущество, сданное в аренду по договору займа, проката или иным договорам другим лицам, если ввиду обращения взыскания недоимки на указанное имущество либо по иным основаниям эти договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке, в том числе по инициативе налоговых органов.

5. Решение об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщика принимается налоговым органом в лице начальника государственной налоговой инспекции по району, городу, району в городе по месту постановки налогоплательщика на учет либо его заместителя путем принятия мотивированного постановления, основанного на данных:

- имеющихся в этих инспекциях лицевых счетов налогоплательщиков о наличии задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные государственные фонды;

- расчетных, текущих, валютных, спецссудных либо иных счетов налогоплательщиков в банках об отсутствии денежных средств на этих счетах;

- о результатах выверки расчетов по актам проверки соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства (в случаях проведения таких проверок).

Обязательным условием вынесения такого решения является оставление налогоплательщиком без удовлетворения или ответа в установленный инспекцией срок (не менее двух недель после получения) ее письменного требования о погашении недоимки направленного с нарочным или заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении. Решение вступает в силу (подлежит исполнению) в указанный в нем срок, но не ранее одного месяца со дня образования недоимки и не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения налоговым органом.

Если проверка производилась органом федеральной налоговой полиции, то акт проверки, результаты выверки расчетов, материалы, подтверждающие отсутствие средств на счетах налогоплательщиков и письменные требования о погашении недоимки представляются инспекции этим органом. Указанные данные лицевого счета представляются банком налоговому органу или органу федеральной налоговой полиции в трехдневный срок по получении запроса.

В постановлении должно содержаться предложение органу федеральной налоговой полиции о производстве административного ареста имущества налогоплательщика. Решение о производстве такого административного ареста оформляется распоряжением федерального органа налоговой полиции, содержащим ссылку на указанное постановление (его дату и порядковый номер).

Административному аресту подлежит только тот объем имущества, который с учетом изъятия у налогоплательщика наличных денежных средств необходим и достаточен для полного погашения недоимки, а также для покрытия расходов по его оценке, хранению и реализации, включая торговые, транспортные и информационные издержки.

Если налогоплательщик уклоняется от добровольного представления всего или части имущества, подлежащего административному аресту, а также наличных денежных средств, орган федеральной налоговой полиции, производящий арест, проводит обследование мест, используемых для извлечения доходов (мест производства, хранения и реализации материальных ценностей), с целью его обнаружения. В случае воспрепятствования проведению обследования и административного ареста имущества со стороны должностных лиц и других работников налогоплательщика соответствующие объекты (помещения, сейфы, шкафы и пр.) опечатываются печатью органа федеральной налоговой полиции и принимаются им под охрану с последующим применением надлежащих мер в соответствии с предоставленными этому органу правами.

Результаты обследования или фиксация факта воспрепятствования его проведению оформляются протоколом, который подписывается лицом, уполномоченным провести обследование, представителем налогоплательщика и двумя понятыми. Заявления налогоплательщика, связанные с производством обследования, также фиксируются в этом протоколе. Отказ представителя налогоплательщика от подписания протокола удостоверяется особой записью за подписями понятых.