4.1. Владельцами лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в соответствии с п.9.1 "Положения" могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
4.2. В соответствии с разделом 10 "Положения" лицензии на право пользования недрами предоставляются путем проведения конкурсов или аукционов. При этом учитываются следующие особенности лицензирования недр для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных:
4.2.1. Действующим предприятиям в соответствии с п.19 "Положения" лицензии предоставляются без проведения конкурсов и аукционов.
4.2.2. В соответствии с п.п.10.7 и 10.8 "Положения" собственникам или владельцам земельных участков для удовлетворения их потребностей в воде питьевого качества лицензии на право добычи подземных вод выдаются без проведения аукционов и конкурсов с соблюдением требований, установленных в п.14 "Положения". В случае использования первого от поверхности водоносного горизонта необходимо руководствоваться пунктом 1.3 настоящей Инструкции.
4.2.3. Аукционная система предоставления лицензий на право разработки месторождений подземных вод для целей питьевого водоснабжения не допускается ( п.10.8 "Положения).
4.2.4. Лицензия на извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении других водопонижающих, осушительных и дренажных мероприятий выдается юридическим и физическим лицам, получившим лицензию на основной вид недропользования, без проведения конкурсов.
4.3. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензии, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов осуществляется совместно органом, определенным соответствующим субъектов Российской Федерации или его территориальным подразделением.
Условия конкурсов и аукционов целесообразно согласовывать с бассейновыми и территориальными органами Роскомвода, с органами Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и другими заинтересованными организациями.
При определении условий конкурсов и аукционов целесообразно учитывать следующие рекомендации:
4.3.1. При проведении конкурсов на пользование месторождениями питьевых подземных вод при прочих равных условиях предпочтение целесообразно отдавать претендентам, реализующим право добычи этих вод для водоснабжения городов, населенных пунктов, сельскохозяйственных районов, не обеспеченных защищенными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения.
4.3.2. При лицензировании разведанного, но неэксплуатируемого месторождения подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, разведка которого ранее была осуществлена за счет средств госбюджета для удовлетворения потребностей конкретного недропользователя, предпочтение при прочих равных условиях целесообразно отдавать этому недропользователю.
4.3.3. При проведении конкурсов на пользование месторождениями минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, условия конкурса согласовываются с органами здравоохранения.
4.3.4. Порядок предоставления лицензий, а также проведения конкурсов и аукционов определяется п.11 "Положения".
В состав комиссий по оценке соответствия условиям конкурса технико-экономических показателей, разработанных предприятием-заявителем, целесообразно включать представителей бассейновых и территориальных органов Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, органов Минприроды России, органов Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава РОссии и других заинтересованных организаций.