26. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов.
В высших учебных заведениях могут реализовываться образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
27. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов определяются лицензией, выданной высшему учебному заведению, и свидетельством о государственной аккредитации и отражаются в его уставе. Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых направлений (специальностей) в государственном высшем учебном заведении определяются учредителем. Содержание образовательного процесса по направлению (специальности), нормативные сроки его освоения определяются высшим учебным заведением на основе соответствующего государственного образовательного стандарта.
28. Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья людей методов обучения.
29. Высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей.
Индивидуальные планы (графики) обучения наряду с углубленной подготовкой могут обеспечивать завершение образования в сокращенные сроки без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации.
Учебный год начинается, как правило, 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по данному направлению (специальности).
30. В высших учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, коллоквиум, самостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа). Высшие учебные заведения могут проводить и другие виды учебных работ. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения продолжительностью 45-50 минут.
31. Студенты и аспиранты очной формы обучения государственных высших учебных заведений получают в установленным порядке и размерах государственную стипендию либо стипендию предприятий, учреждений, организаций.
32. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее двух раз в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью 7-10 недель.
33. Воспитательные задачи высших учебных заведений, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей.
34. Государственные высшие учебные заведения в обязательном порядке осуществляют фундаментальные, поисковые, методические и прикладные научные исследования, которые являются непременной составной частью подготовки специалистов.
35. Государственные высшие учебные заведения планируют свою научную деятельность, финансируемую за счет средств соответствующих бюджетов и привлеченных средств, в соответствии с утвержденными в установленном порядке научными и научно-техническими программами или договорами, а инициативные поисковые исследования - в соответствии с тематическими планами, утверждаемыми ученым советом.