Действующий

О примерном перечне и формах необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидий на строительство или приобретение жилья

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к примерному перечню и формам необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидий на строительство или приобретение жилья

Настоящий документ содержит пояснения и рекомендации органам, предоставляющим субсидии на строительство или приобретение жилья, и гражданам, претендующим на получение таких субсидий.

1. Представляется целесообразным, чтобы общая координация работы органов местного самоуправления по предоставлению гражданам субсидий на строительство или приобретение жилья осуществлялась под руководством заместителя главы администрации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству субъекта Российской Федерации.

2. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации своим решением должны определить, на какие структурные подразделения администрации и органов местного самоуправления возлагается контроль за соблюдением порядка и очередности предоставления субсидий, а также ежеквартальная публикация региональных данных, необходимых для определения размера предоставляемых субсидий.

3. Очередность на получение субсидий необходимо регулировать в связи с тем, что ежегодное количество субсидий будет лимитироваться размером средств, выделяемых на цели жилищного строительства из республиканского бюджета Российской Федерации, местных бюджетов и средств предприятий. Соответственно необходим и строгий контроль за соблюдением порядка и правильностью предоставления субсидий.

4. К числу региональных данных, необходимых для определения размера предоставляемых субсидий, относятся:

социальная норма площади жилья в данном регионе (городе, районе), которая в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

средняя стоимость строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилых домов с типовыми потребительскими качествами по данному региону (городу, району) на первое число каждого квартала (дифференцировано по квартирам в многоэтажных многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах).

Эти данные должны ежеквартально публиковаться и служить основанием для определения конкретного размера субсидии в процентах от стоимости строительства (приобретения) квартиры (дома) площадью, соответствующей социальной норме площади жилья, для семьи, претендующей на получение субсидии.

5. Органы, за счет средств которых будут предоставляться субсидии, должны установить предельный уровень совокупного дохода в расчете на одного члена семьи, при котором возможно получение субсидии (см. пункт 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278).

6. Органы, предоставляющие субсидии на строительство и приобретение жилья (см. пункт 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278 должны определить своим решением, на кого (структурное подразделение, должностное лицо) возлагается работа по предоставлению субсидий, в частности получение, регистрация и рассмотрение предварительных заявок и заявлений на предоставление субсидий, прием и проведение собеседований с гражданами, претендующими на получение субсидий, выдача решений, рекомендаций и разъяснений.

Желательно, чтобы в органах местного самоуправления эти функции возлагались на управления (отделы) муниципального жилья, ведающие вопросами принятия граждан на учет по улучшению жилищных условий и снятия с этого учета, либо на специально создаваемые для этой цели структуры.

Должны быть четко установлены и опубликованы адреса, телефоны, дни и часы работы и приема граждан по вопросам предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья.

7. Органы, предоставляющие субсидии на строительство или приобретение жилья, должны заключить договор с банком (банками), через который будут осуществляться платежи по субсидиям и оценка проектов строительства и вариантов покупки жилья с точки зрения обеспечения надежности использования субсидий по прямому назначению и платежеспособности получателя субсидии.

8. Органы, предоставляющие субсидии, должны исходить в своей работе из того положения, что главной их целью является не выделение денег гражданам, имеющим право на субсидии, а обеспечение строительства или приобретения жилья этими гражданами. Поэтому орган, предоставляющий субсидию, должен быть уверен, что выделенные средства будут использованы по назначению, а также, что суммарных средств заявителя (включая субсидию) будет достаточно для строительства или приобретения жилья. В противном случае будет иметь место бессмысленное расходование средств без достижения главной цели, что в первую очередь вызовет недовольство самих получателей субсидий, которые могут потребовать восстановить их в очереди на улучшение жилищных условий.

9. Рекомендуется, чтобы орган, предоставляющий субсидию, при рассмотрении предварительной заявки на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (форма N 1) провел собеседование с заявителем. При этом основное внимание должно быть обращено на подтверждение права заявителя на субсидию в строгом соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278, или мотивированный отказ от ее предоставления, а также примерную (ориентировочную) оценку возможного размера субсидии.

Заявителю следует напомнить, что в случае получения субсидии его семья исключается из очереди на улучшение жилищных условий и теряет право на льготы по финансированию и кредитованию жилья.

На основе предварительной оценки возможного размера субсидии заявитель должен оценить ориентировочную сумму дополнительных средств, необходимых для строительства или приобретения жилья, и наметить в предварительном порядке возможные источники этих средств.

Целесообразно, чтобы уже на стадии подачи предварительной заявки семья, претендующая на получение субсидии, решила для себя вопрос об использовании имеющегося жилья (освобождение, продажа, оставление для проживания части членов семьи), а также вопрос, на что она предполагает направить средства (включая субсидию): на покупку жилья, строительство по договору с подрядчиком или собственными силами. Следует разъяснить заявителю преимущества и недостатки каждого из этих вариантов.

10. При рассмотрении заявления на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (форма N 2) определяется точный размер субсидии, а также предварительно оценивается наличие у заявителя средств на покрытие остатка ab.(,.ab( строительства или приобретения жилья или реальность планов получения этих средств в будущем.

При явном отсутствии средств на покрытие разницы между стоимостью жилья и величиной субсидии заявителю может быть отказано в предоставлении субсидии на основании невозможности ее использования по назначению.

При подаче заявления заявитель должен обратить особое внимание на подбор всех необходимых документов, прилагаемых к заявлению, а орган, предоставляющий субсидию, на внимательное рассмотрение и при необходимости проверку указанных документов.

11. Орган, предоставляющий субсидию, исходя из количества поступивших заявлений граждан, претендующих на получение субсидий, и размера средств, направляемых на эти цели, определяет очередность получения субсидий.

При определении очередности целесообразно учитывать не срок подачи заявления, а степень нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, его материальное положение и время пребывания на учете по улучшению жилищных условий. При этом следует учитывать, что чем выше доход получателя, тем меньше субсидия, а значит, за счет одних и тех же средств удастся помочь большему числу нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При определении размера и источника средств, направляемых на предоставление субсидий, следует строго руководствоваться пунктами 5, 6 и 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278.

Субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, предоставляются за счет средств, предусмотренных в бюджете на эти цели.

При предоставлении субсидий военнослужащим, уволенным в запас или отставку, а также гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, срок их воинской службы или нахождения в очереди на получение жилья во время работы в условиях Крайнего Севера засчитывается при определении времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий.

12. В результате рассмотрения заявления заявителю вручается решение органа, предоставляющего субсидию либо о предоставлении субсидии с указанием ее размера, либо о постановке на очередь на получение субсидии с указанием номера очереди, либо об отказе от предоставления субсидии с указанием причины отказа.

Решение может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Если в результате рассмотрения заявления заявитель был поставлен на очередь, по достижении очередности (в случае изменения данных, включенных в первоначально представленное заявление) заявление представляется повторно.