Недействующий

О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) (с изменениями на 4 сентября 1995 года) (утратило силу)

III. Типовой перечень задач демонополизации и развития
конкуренции на товарном рынке

8. Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке включает в себя:

а) формирование предложений по составу естественных монополий с учетом возможности и экономической эффективности создания конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке, в том числе путем ввоза продукции. Включение естественных монополий в систему наблюдения, контроля и регулирования деятельности на законодательной основе;

б) определение товарных приоритетов и этапов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках временных монополий на федеральном и региональных уровнях на основе анализа объемов и структуры потребления продукции и распределения уровней (групп) потребления продукции по степени приоритетности;

в) определение географических границ товарных рынков, отнесенных к товарным приоритетам соответствующего этапа демонополизации и развития конкуренции;

г) оценку фактической структуры товарного рынка, показателей, характеризующих экономическую ситуацию на выделенных товарных рынках, и фиксацию их как базовых. Эта работа производится с помощью информационно-справочной системы антимонопольного регулирования, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарном рынке. Фактическая структура товарного рынка и показатели, характеризующие экономическую ситуацию на нем, подлежат регулярной публикации. По результатам анализа фактической структуры товарного рынка и экономической ситуации на нем осуществляется выбор нормативного числа поставщиков на рассматриваемом товарном рынке и принимается решение о достаточности числа поставщиков продукции на данный товарный рынок или необходимости их увеличения. В качестве поставщика продукции на данный товарный рынок может быть квалифицирован хозяйствующий субъект, прошедший регистрацию в соответствующем органе исполнительной власти или имеющий лицензию на поставку продукции на рассматриваемый товарный рынок, при условии, что имущество его не контролируется другим хозяйствующим субъектом, поставляющим продукцию на этот рынок. В противном случае оба хозяйствующих субъекта должны рассматриваться как один поставщик. Принимается также решение об отсутствии или наличии доминирования хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке и необходимости (или отсутствии необходимости) проведения мероприятий по изменению структуры этого рынка;

д) формирование перечня подзадач этапа демонополизации данного регионального или федерального товарных рынков, состав и содержание которых определяется необходимостью стимулирования изменения монопольной структуры этих рынков на конкурентную;

е) разработку мероприятий по демонополизации и развитию конкуренции на выделенных товарных рынках, которые должны быть согласованы по времени и могут включать последовательно:

увеличение числа поставщиков и объема поставок продукции путем импорта продукции из-за рубежа или иного региона;

снижение барьеров для входа на рынок;

ликвидацию межрегиональных барьеров для товарообмена;

приватизацию и выделение самостоятельных предприятий из их объединений;

создание юридических лиц на базе структурных подразделений действующих предприятий при условии сохранения основного производства и наличия спроса на эту продукцию;

развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий или создания конкурентной среды по технологическим переделам;

включение продукции монопольных предприятий в рыночные системы ее реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных;

реализацию продукции путем организации торгов, аукционов;

широкое информирование покупателей о ценах на товары в других регионах.