Недействующий

О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) (с изменениями на 4 сентября 1995 года) (утратило силу)

1. Общие положения

Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемая Государственной программой, устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994 - 1995 годах является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой задачи предусматривает:

анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;

установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации;

создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;

создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

развитие предпринимательства.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положения Государственной программы используются при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.

Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является предметом настоящей Государственной программы.

Процесс формирования и развития конкурентной среды рынков рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов.

Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являются неотъемлемой частью Государственной программы. Они включают в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих географические границы рынка в пределах национально-государственных и административно - территориальных образований, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы национально-государственных и административно-территориальных образований.

Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции входят в состав программ социально-экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формируются предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.

Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:

ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;

комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;

дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;

взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;

мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;

обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

Не подлежат демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.

Государственная программа не включает в число мер по демонополизации установление государственного контроля и регулирование цен временных монополий. При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Для целей Государственной программы используются следующие понятия:

товарный рынок - рынок по каждому товару, виду работы, услуги (далее именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых товаров;

взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности;