МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 1992 года N 21
Об утверждении Положения об
организации общественных работ
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Министерства труда Российской Федерации
от 19 сентября 1997 года N 47
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 314 "Об организации общественных работ" Министерство труда и занятости населения Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Положение об организации общественных работ согласно приложению.
2. Комитету по занятости населения Министерства труда и занятости населения Российской Федерации:
обеспечить доведение Положения об организации общественных работ до Правительств республик, входящих в состав Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполнительных органов власти, министерств и ведомств Российской Федерации;
в целях оказания методической помощи разработать и утвердить в месячный срок Методические рекомендации по организации и проведению общественных работ.
3. Республиканским, входящим в состав Российской Федерации, краевым, областным, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга органам государственной службы занятости населения:
обеспечить доведение Положения об организации общественных работ до районных и городских органов служб занятости населения;
при необходимости разрабатывать целевые программы развития общественных работ;
предусматривать выделение необходимых средств фонда занятости населения для организации и проведения общественных работ;
проводить разъяснительную работу среди населения и руководителей предприятий, учреждений и организаций о целях и задачах организации общественных работ;
организовывать учебу специалистов подведомственных органов служб занятости населения по вопросам организации и проведения общественных работ.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 июня 1992 года,
регистрационный N 3
Приложение N 1
к постановлению Министерства труда
и занятости населения Российской Федерации
от 11 июня 1992 года N 21
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации общественных работ
Положение об организации общественных работ подготовлено в соответствии с законодательством о занятости населения и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 314 "Об организации общественных работ".
I. Общие положения
1.1. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность.
Общественные работы организуются специально для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных, а также граждан, испытывающих затруднение с трудоустройством.
Практическая реализация задач по организации и проведению общественных работ на территории региона, в том числе направление граждан на эти работы, осуществляется органами государственной службы занятости населения*.
________________
* В дальнейшем именуются органы службы занятости.
Общественные работы организуются на предприятиях, в организациях и учреждениях** региона независимо от их форм собственности и хозяйствования.
________________
** В дальнейшем именуются предприятия.
Не допускается под видом общественных работ использовать имеющиеся у предприятий постоянные рабочие места и вакантные должности.
При необходимости вводятся в действие специальные программы общественных работ на республиканском (Российской Федерации), региональных и местных уровнях.
1.2. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
1.3. В комплексе мер государственной политики в области занятости населения общественные работы призваны обеспечивать:
смягчение экономических и социальных последствий роста безработицы;
создание условий для временной занятости безработных, прежде всего, не получающих пособие по безработице, и граждан, длительное время испытывающих затруднение с трудоустройством;
предоставление временного заработка (трудового дохода) гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих работу, в том числе проходящим переобучение на новую профессию (специальность) по направлению органов службы занятости, с целью оказания им материальной поддержки в период поиска постоянного места работы;
приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности.
II. Порядок и условия организации общественных работ
2.1. На территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов общественные работы организуются по решениям соответствующих Советов народных депутатов при участии и по предложению органов службы занятости. При необходимости, на случай чрезвычайных ситуаций массового роста безработицы в регионе, разрабатываются программы развития общественных работ.
При подготовке этих решений и программ определяются:
приоритетные направления организации общественных работ, их объемы и виды исходя из масштабов безработицы, состава незанятого населения и необходимости развития социальной инфраструктуры в конкретном регионе;
предприятия муниципальной собственности, которые привлекаются к организации и проведению общественных работ, а также условия, способствующие развитию этих видов работ на других предприятиях региона независимо от форм собственности и хозяйствования;
льготы по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты, а также, при необходимости, выделение дотаций, субсидий и субвенций;
дополнительные льготы и социальные гарантии, сверх установленных законодательством о занятости населения, лицам, принимающим участие в общественных работах, за счет средств местного бюджета;
порядок и условия решения организационно-технических мероприятий при организации и проведении общественных работ (обеспечение служебными помещениями, средствами транспорта и связи и т.п.).
2.2. В целях реализации решений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:
анализируют состояние рынка труда и состав безработных граждан, участвующих в общественных работах;
выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;
осуществляют сбор информации о возможности организации на предприятиях региона общественных работ, определяют совместно с ними виды, объемы и сроки выполнения работ, порядок их финансирования, условия и формы оплаты труда, а также согласовывают требования, предъявляемые к работникам;
содействуют гражданам, изъявившим желание участвовать в общественных работах, в выборе вида работ, исходя из их возрастных, физических и иных возможностей;
подготавливают предложения местным органам исполнительной власти по созданию в регионе специализированных предприятий для организации и проведения общественных работ;
решают совместно с местными органами исполнительной власти вопросы финансирования общественных работ и в случае необходимости вносят предложения в соответствующие органы о выделении дотаций, субвенций и субсидий из соответствующих бюджетов (фондов);
заключают с предприятиями договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ;
вносят в установленном порядке предложения по предоставлению льгот по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты;
информируют население и предприятия о порядке проведения в регионе общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, а также льготах, предоставляемых при выполнении таких работ.
2.3. К основным видам общественных работ могут относиться:
озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
осуществление мер экологического оздоровления регионов, в том числе работы по рекультивации земель, благоустройству территорий;
подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения, домов для престарелых и инвалидов и т.п.);
ирригационные работы;
отдельные работы при строительстве дорог, водопроводных, канализационных, газовых и других коммуникаций;
отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;
уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных;
восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений;
другие доступные виды трудовой деятельности.
2.4. Организация и проведение общественных работ может предусматривать:
применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени;
создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающегося в социальной защите*;
________________
* Категория населения, особо нуждающаяся в социальной защите, определена статьей 13 Закона "О занятости населения в РСФСР".
организацию центров трудовой адаптации для учащейся и неучащейся молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов.
2.5. Отношения сторон, участвующих в организации и проведении общественных работ, регламентируются договорами, заключаемыми между:
органами службы занятости и исполнительной власти;
органами службы занятости и предприятиями региона;
предприятиями и гражданами, выполняющими отдельные виды и объемы общественных работ по направлению органов службы занятости;
специализированными предприятиями и предприятиями региона;
специализированными предприятиями, органами службы занятости и предприятиями региона.
Органы службы занятости заключают договоры с предприятиями данного региона с целью совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. При этом на орган службы занятости возлагается обязанность по направлению на предприятия граждан для выполнения работ, предусмотренных договорами, информирование населения о возможности их участия в этих работах.
Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.
В случае финансирования общественных работ за счет средств фонда занятости населения органы службы занятости осуществляют контроль за их использованием.
III. Направление граждан на общественные работы
3.1. На общественные работы направляются граждане, прошедшие регистрацию в органах службы занятости населения в качестве лиц, ищущих работу, нуждающиеся в социальной защите и материальной поддержке.
3.2. Участие граждан в общественных работах допускается только на основании их добровольного согласия при соблюдении норм трудового законодательства.
3.3. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие по различным причинам пособия по безработице, а также граждане, длительное время испытывающие затруднения с трудоустройством.
3.4. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодателем заключается срочный трудовой договор с правом его продления по соглашению сторон.
Трудовой договор заключается на основе соблюдения принципов и норм, установленных действующим законодательством о труде Российской Федерации.