1. Цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) кооператива должны отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, учитывать потребительские свойства и качество товаров (работ, услуг), спрос потребителей. Они должны строиться с учетом взаимных интересов как кооперативов, так и потребителей и народного хозяйства в целом, способствовать развитию хозяйственного расчета и самофинансирования.
2. Кооператив реализует продукцию и товары собственного производства, выполняет работы и предоставляет услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым кооперативом по договоренности с потребителями или самостоятельно. Цены (тарифы), складывающиеся в торговых взаимоотношениях между кооперативами и покупателями их товаров (работ, услуг), призваны воздействовать на экономические интересы кооперативов, стимулировать повышение качества продукции (работ, услуг), совершенствование технологии и организации производства, снижение его издержек. Удешевлению продукции (работ, услуг), снижению цен (тарифов) на нее должна способствовать конкуренция на рынке товаров (работ, услуг).
В целях обеспечения стабильности цен на потребительском рынке Советы народных депутатов могут устанавливать предельные уровни цен (тарифов) на основные потребительские товары (услуги), производимые и реализуемые кооперативами, включая кооперативы системы потребительской кооперации.
3. Продукция (работы, услуги), произведенная в соответствии с заключенными договорами на исполнение государственного заказа, а также изготовленная из сырья или материалов, поставленных кооперативу (приобретенных кооперативом) по государственным ценам, применяемым при поставках государственным предприятиям реализуется заготовительным, другим предприятиям (организациям) и гражданам по ценам (тарифам), определяемым централизованно, а в случаях, когда это разрешено государственным предприятиям, - по договорным ценам (тарифам). В таком же порядке устанавливаются розничные цены на товары, выделяемые кооперативам для реализации населению из государственных рыночных фондов,цены и наценки на реализуемые кооперативами товары, приобретенные ими в государственной и кооперативной розничной торговой сети.
Кооператив при применении централизованно устанавливаемых оптовых цен согласовывает с потребителем (покупателем) доплаты (скидки) к ним за выполнение дополнительных требований по повышению потребительских свойств и комплектованию продукции, срокам поставки и другим условиям.
4. Государственный контроль за ценами (тарифами) осуществляется в случаях, когда продукция (работы, услуги) кооператива реализуется предприятиям и организациям по договору на исполнение государственного заказа либо изготавливается из сырья или материалов, поставленных кооперативу из государственных ресурсов, при продаже кооперативом товаров, выделяемых из государственных рыночных фондов или приобретенных им в розничной торговой сети, а также при реализации кооперативами товаров (услуг), на которые установлены предельные уровни цен (тарифов). При завышении кооперативом в этих случаях цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) доход, необоснованно полученный в результате этого, изымается в бюджет. Кооператив, допустивший завышение цен (тарифов), уплачивает также в бюджет штраф в размере незаконно полученного дополнительного дохода. При завышении кооперативом цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) потребитель вправе расторгнуть заключенный с кооперативом договор. (в ред. Закона СССР от 16 октября 1989 г. N 603-I; Закона СССР от 6 июня 1990 г. N 1540-I. См. также. - Постановление Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г. N 1541-I).