Формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационного пространства, в том числе и в наднациональном, общемировом контексте.
Интеграции разрозненных информационных ресурсов в рамках общероссийской системы предшествуют этапы создания государственного фонда нормативно-правовых актов для обеспечения эффективной информационной поддержки правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Предметная область интегрированной базы данных правовой сферы должна соответствовать, с одной стороны, глобальным информационным потокам, определяющим состав эталонных банков нормативных актов, а с другой - рабочим информационным потокам, формируемым в процессе повседневной деятельности. Таким образом, информационное обеспечение систем правовой информации государственных структур должно разрабатываться с учетом баланса государственных и ведомственных интересов.
Информационное обеспечение РАСИПО включает:
территориально распределенную сеть полнотекстовых банков законодательных и других нормативно-правовых актов;
тематические банки правовой информации (например, о госпредприятии, о кооперации, об аренде, о налогообложении, о предпринимательской деятельности, об акционерных обществах, об экологии, о пенсионном обеспечении и т.п.). Эти банки являются основой региональных информационных центров;
оперативные банки материалов судебной практики и постановлений пленума Верховного Суда Российской Федерации, решений Конституционного Суда Российской Федерации, материалов арбитражной практики, статистической информации и т.п.;
банки ведомственных нормативных актов;
нормативно-правовые документы государств - участников СНГ;
банки зарубежного законодательства;
банки регистрационных данных о состоянии и движении гражданских, уголовных, арбитражных дел;
оперативные базы данных.
Государственный фонд правовой информации должен формироваться из эталонных банков данных, удовлетворяющих информационные потребности широкого круга пользователей.
Информационные массивы системы организуются в виде эталонных и рабочих баз данных. Эталонные базы ведутся организациями, ответственными за подготовку документов. Рабочие базы данных могут быть общесистемными (например, центрального узла эталонных банков данных) и абонентскими (базы региональных узлов правовой информации).
Анализ информационных запросов пользователей позволяет выделить следующие типы выходных информационных потоков: справки о законодательных и нормативных актах; тематические подборки законодательных и нормативных актов; тексты законодательных и нормативных актов; справки о делах, находящихся на рассмотрении; справки об обращении граждан в правоохранительные органы;
статистические справки; справки о прохождении дел и т.п.
Выполнение оперативных запросов необходимо обеспечивать в интерактивном, неоперативных - в пакетном режиме обработки.
Циркулирующие информационные потоки должны реализовываться безотносительно к уровню формализации и структуризации данных. Управление регулярными потоками данных осуществляется средствами системы, ориентированными на обеспечение строгорегламентированных контролируемых процедур сбора данных и ведения распределенного информационного фонда. Управление нерегулярными потоками данных реализуется средствами системы, ориентированными на обеспечение нерегламентированных и слаборегламентированных процедур обмена данными (запросы к базам данных, информация их актуализации).
Следует учитывать, что, кроме запросов к информационному фонду, система должна обеспечить потоки информации при подготовке законодательных актов, контроле соответствия новых законодательных актов Конституции и уже принятым законам и т.п.
Состав распределенной базы данных, программно-технические средства системы станут основой Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения.