Действующий

О концепции правовой информатизации России (с изменениями на 22 марта 2005 года)

II. Цели и задачи правовой информатизации

Главными целями правовой информатизации являются:

информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства;

информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

       сохранение и структурирование информационного правового поля.

       Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

       разработка основ государственной политики в области формирования и использования информационно-правовых ресурсов;

       развитие индустрии правовой информатизации;

       координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов Российской Федерации;

        обеспечение использования общей коммуникационной среды, единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка;

        организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы;

        обеспечение информационной безопасности, права на информацию;

        обеспечение сертификации и лицензирования информационных ресурсов и информационных услуг в правовой сфере;

        обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве;

        создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших информационных технологий;

        организация и осуществление международного сотрудничества в области формирования и использования правовых информационных ресурсов;

        подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации.

Информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве. Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных и тиражируемых банков нормативных актов всех видов, иной правовой и социальной информации, образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (далее именуется РАСИПО).

Очевидно, что подобная глобальная система может строиться только как многоуровневая, начиная от общей гетерогенной сети телекоммуникации высших органов государственной власти и управления, объединяющей локальные сети эталонных банков правовой информации, и кончая региональными сетями, связанными с базовыми региональными центрами, с учетом возможной эволюции как отдельных компонентов, так и системы в целом и с обязательным согласованием интересов всех уровней.

Органы государственной власти и управления, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируют и актуализируют эталонные банки только тех правовых актов, которые принимают сами (под эталонным банком понимается совокупность эталонных электронных копий правовых актов), и передают копии этих банков и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации.

Узел системы правовой информации - это субъект права, имеющий лицензию и распространяющий или обеспечивающий доступ к сертифицированной правовой информации.             

Работу по организации интегральных банков нормативных актов, формируемых из копий эталонных банков, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы целесообразно возложить на центральный узел системы правовой информации, функции которого в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 года N 536-рп выполняет научно-технический центр правовой информации "Система" (далее именуется НТЦ "Система").

       Основной объем работ по обеспечению правовой информацией широкого круга потребителей должны будут выполнять региональные узлы правовой информации. В их функции входит:

        получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков;

        организация, накопление, хранение и ведение актов местных органов власти и управления данного региона;

        организация и осуществление поиска информации по запросам пользователей в локальном и удаленном режимах;