Приложение 7
_______________
* - приложение 7 составлено с использованием материалов специалистов OECD
При определении географического рынка необходимо выявить:
- наличие других пунктов продажи (производства);
- возможность замены одного пункта другим в случае повышения цен в каком-то конкретном пункте продажи;
- затраты на перевозку товара;
- длительность транспортировки товара (наиболее актуальна для скоропортящихся продуктов питания).
В соответствии с этими требованиями, с точки зрения потребителя товара, один пункт продажи окажется (разумной альтернативой) заменителем другого, если предлагаемая цена товара с доставкой рассматриваемого пункта и пункта-заменителя различается не более, чем на 5%.
Пример.
Существует цемент разных марок, различного назначения (например, для строительства мостов). Строительное предприятие собирается построить мост в определенном городе. Ближайшие цементные заводы, производящие цемент, пригодный для строительства мостов, находятся на следующем расстоянии от места строительства:
завод А - 100 км;
завод Б - 125 км;
заводы В и Г - 200 км;
завод Д - 500 км.
Предположим, что транспортировка цемента стоит 20 копеек за тонно-километр. Если цена цемента на каждом заводе - 400 рублей за тонну, тогда стоимость цемента для строителей моста у каждого из этих заводов составит:
А: 420 = 400 + (100 х 0,2)
Б: 425 = 400 + (125 х 0,2)
В,Г: 440 = 400 + (200 х 0,2)
Д: 500 = 400 + (500 х 0,2)
Цена цемента с доставкой с завода Б - на 1% выше;
В,Г - на 5% выше;
Д - на 20% выше, чем с завода А, исходя из того, что 5% относительно небольшая разница, а 20% - относительно большая разница, можно заключить, что заводы А, Б, В и Г находятся в одном географическом рынке. Завод Д находится в другом географическом рынке.