Недействующий

Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков (утратил силу на основании приказа МАП России от 06.12.2001 N 1263)

Приложение 5

_______________

* - приложение 5 составлено с использованием материалов специалистов Organisation for economic cooperation and development (OECD).

Для определения взаимозаменяемости товаров рекомендуется использовать следующие характеристики:

- функциональная взаимозаменяемость;

- относительные цены;

- затраты фирмы на внедрение новой продукции в производственный процесс;

- мнение покупателей.

Функциональная взаимозаменяемость

Если не существует другого товара, функционально эквивалентного рассматриваемому, - у такого товара нет заменителя и считается, что он сам представляет товарный рынок.

Пример 1. Покрышки для легковых автомобилей.

Не существует товара, функционально эквивалентного покрышкам для легковых автомобилей. Покрышки для колес грузовиков не могут выполнять те же функции, что и покрышки для легковых автомобилей, потому что они слишком велики. Таким образом покрышки для легковых автомобилей и грузовиков представляют собой разные товарные рынки.

Этот пример относительно прост, поскольку находится на уровне обыденного сознания. Более сложные случаи - определение товарного рынка для продукции производственно-технического назначения - могут потребовать серьезного исследования.

Пример 2. Арматурные цементные блоки (АЦБ) и кирпичи.

Здание может быть спроектировано на основе использования АЦБ и кирпичей, но если проект предусматривает использование АЦБ, то применение кирпичей исключается, и наоборот. Таким образом с точки зрения строителя здания, проектом которого предусмотрено использование АЦБ, кирпичи не являются функциональным эквивалентом. Однако, было бы ошибкой сделать заключение, что АЦБ и кирпичи не принадлежат к одному товарному рынку, основываясь только на этих фактах.

Если в результате повышения цен на АЦБ, дома из кирпича окажутся для покупателей приемлемой заменой дома из АЦБ (при условии, что дома являются функционально заменяемыми), в таком случае конкуренция на товарном рынке между домами из кирпича и АЦБ помешает производителям АЦБ повысить цены на свою продукцию. В противном случае АЦБ и кирпичи не принадлежат к одному товарному рынку.


Относительные цены

Если два товара не являются функционально эквивалентными, то это (почти в любом случае) послужит достаточным условием для заключения, что эти товары не принадлежат к одному и тому же рассматриваемому товарному рынку (см. на примере АЦБ и кирпичей, когда это не так). Однако, даже когда два товара являются функционально эквивалентными, они могут принадлежать к двум различным товарным рынкам.

Как правило, товары-заменители будут иметь сходные цены. Однако цены на товары, принадлежащие к одному и тому же рассматриваемому товарному рынку, могут значительно различаться.

Пример 3. Рассмотрим два разных типа электрогенераторов.

Тип 1.: стоит 10 млн. рублей;

использует 1 л дизельного топлива для производства у киловатт электроэнергии;

Тип 2.: стоит 5 млн. рублей;

использует 1,5 л дизельного топлива для производства у киловатт электроэнергии.

В настоящее время 1 л дизельного топлива стоит 1000 рублей.

Потенциальные покупатели этих генераторов планируют произвести 10000 киловатт электроэнергии в течение всего срока использования генератора. Для покупателей стоимость производства электричества будет одинакова независимо от типа купленного генератора.

Общая стоимость = первоначальная стоимость + эксплуатационные расходы

     Тип 1. = 10 млн. + 1000 х 1 х 10000 = 20 млн.

     Тип 2. = 5 млн. + 1000 х 1,5 х 10000 = 20 млн.

В результате генераторы принадлежат к одному рассматриваемому товарному рынку, хотя их цена существенно различается.

Изменение условий может привести к другим результатам.