Приложение 8
Пример
Расчета доли ХС на конкретном товарном рынке
Объект исследования: рынок теплоизоляционных материалов
Субъект исследования: завод "Стройперлит" г. Мытищи
Цель исследования: определение доли Мытищенского завода "Стройперлит" на рынке теплоизоляционных материалов
I. Определение продуктовых границ товарного рынка
1.1. Определение товара и товаров-заменителей
Мытищинский завод "Стройперлит" производит продукцию производственно-технического назначения - перлитофосфогелевые плиты (код ОКП - 576523) и перлитопластобетонные плиты (код ОКП - 576525).
К числу теплоизоляционных материалов, используемых в строительных конструкциях, относятся также производимые на других заводах минераловатные плиты (код ОКП - 576203), перлитоцементные плиты (код ОКП - 576522), пенополистирольные плиты (код ОКП 576860).
По своему назначению и потребительским свойствам все перечисленные материалы относятся к взаимозаменяемым товарам: они применяются в строительных конструкциях для теплоизоляции. Физические параметры, технические и эксплуатационные свойства указаны для:
перлитопластобетонных плит - в ТУ 480-1-145-91,
перлитофосфогелевых плит - в ТУ 180-1-15-92,
минераловатных плит - в ГОСТ 9575,
перлитоцементных плит - в ГОСТ 18109
пенополистирольных плит - в ГОСТ 15588.
Взаимозаменяемость перечисленных теплоизоляционных материалов подтверждена экспертным заключением Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института комплексных проблем строительных конструкций и сооружений им. В.А.Кучеренко.
С целью проверки результатов экспертизы проводится опрос покупателей продукции завода "Стройперлит" (приложение 1п.- Анкета опроса покупателей теплоизоляционных материалов).
На основании этого заключения все вышеперечисленные теплоизоляционные материалы можно отнести к одной товарной группе теплоизоляционных материалов.
II. Определение субъектов рынка
2.1. Группы покупателей перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит, выпускаемых Мытищинским комбинатом "Стройперлит"
--------------------------------------------------------------------
Группы покупателей Процент от общей реали-
зации заводом
"Стройперлит" перлито-
фосфогелевых и пер-
литопластобетонных плит
--------------------------------------------------------------------
Оптовые покупатели (управления технической
комплектации строительных трестов, строи-
тельные тресты, объединения и СМУ, ХС, ве-
дущие строительные и ремонтные работы соб-
ственными силами) 99%
Розничные покупатели (индивидуальные за-
стройщики) 1%
Доля ХС должна определяться на каждом рынке. В данном случае, поскольку доля розничных покупателей в объеме реализации завода "Стройперлит" незначительна, ограничимся оценкой доли рассматриваемого ХС лишь на рынке оптовых покупок перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит и их заменителей.
2.1. Предприятия - продавцы перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит и их заменителей.
Перечень продавцов определяется на основе опроса покупателей завода "Стройперлит" (приложение 1п. - Таблица 1).
В результате опроса покупателей продукции завода " Стройперлит" было выявлено 4 продавца:
--------------------------------------------------------------------
Перлитопластобетонные и перлитофосфогелевые Объем Объем реали-
плиты произ- зации в
водства Моск.области
(м) (м)
-------------------------------------------------------------------
1 2 3
-------------------------------------------------------------------
Перлитоцементные плиты
Хотьковский завод теплоизоляционных 341 30
материалов
Дмитровский завод теплоизоляционных 6383 1400
материалов
Минераловатные плиты
Дуровский комбинат "Стройдеталь" 88600 67500
Пенополистирольные плиты
Мытищинский комбинат "Стройпластмасс" 200000 9798
III. Географические границы товарного рынка
Географические границы товарного рынка - это районы Московской области, в которых функционируют выявленные продавцы теплоизоляционных материалов.
Общий объем рынка теплоизоляционных материалов, на которых функционирует Мытищинский завод, составил 106686 м.
Соответственно доля данного ХС составила 26,2%.