УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 27 мая 1993 года N 501
(в редакции, введенной в действие с 3 августа 1997 года
постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 июля 1997 года N 866)
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров
и защите прав потребителей Министерства экономического развития и
торговли Российской Федерации *
(с изменениями на 17 апреля 2001 года)
__________________
* В заголовке и тексте настоящего Положения слова: "Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже заменены словами: "Министерство торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже - постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1999 года N 399.
В заголовке и тексте настоящего Положения с 12 мая 2001 года слова: "Министерство торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже заменены словами: "Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2001 года N 302.
1. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) - государственный орган, основными задачами которого являются:
государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;
деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги (далее именуются - продавец, изготовитель).
2. Госторгинспекция осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также настоящего Положения.
3. Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиям договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей.
4. Госторгинспекция состоит из Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуется - Департамент госторгинспекции) и подчиненных ему территориальных органов управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуются территориальные управления госторгинспекции) в субъектах Российской Федерации.
5. Территориальные управления госторгинспекции выполняют следующие основные функции:
а) проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции у изготовителя;
б) осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;
в) контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
г) принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;
д) приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
е) координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;
ж) рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений госторгинспекции не приостанавливается до решения суда);
з) представляют в установленные сроки Департаменту госторгинспекции необходимую информацию.
6. Департамент госторгинспекции выполняет следующие основные функции:
а) организует работу и осуществляет контроль за деятельностью территориальных управлений госторгинспекции;
б) участвует при рассмотрении проектов нормативных документов по стандартизации на товары народного потребления;
в) участвует в разработке предложений по совершенствованию правил торговли;
г) вносит в установленном порядке предложения о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;