Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

Об основах бюджетных прав и прав по формированию и
использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2000 года на основании
Федерального закона от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ
____________________________________________________________________


Настоящий Закон определяет права республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах, поселков и сельсоветов в лице их представительных и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты и на расходование средств этих бюджетов, обязанности указанных органов власти по отношению друг к другу в бюджетном процессе, устанавливает общие принципы составления , рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и административно-территориальных образований.

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются следующие понятия:

1. "Консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

2. "Минимальный бюджет" - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета сельсовета, бюджета поселка, районного бюджета района в городе, городского бюджета города без районного деления, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению соответственно Верховного Совета Российской Федерации, иного вышестоящего представительного органа власти.

3. "Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы" - соответственно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.

4. "Закрепленные доходы" - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

5. "Регулирующие доходы" - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

6. "Дотация" - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

7. "Субвенция" - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.

8. "Контингент дохода" - сумма взимаемого на территории соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования конкретного вида налога либо иного платежа.

9. "Средняя финансовая обеспеченность" - сумма бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития национально-государственного или административно-территориального образования, в расчете на одного жителя.

10. "Основные характеристики бюджета": объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня в соответствии со статьей 9 настоящего Закона; оборотная кассовая наличность.

Статья 2. Республиканские бюджеты республик в составе
Российской Федерации, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов,
краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей,
городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга
и местные бюджеты в составе бюджетной системы
Российской Федерации

Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург имеют свои бюджеты.

Районы, города, районы в городах, поселки, сельсоветы имеют свои бюджеты. При этом, если в случаях и в порядке, установленных законами Российской Федерации, полномочия Совета народных депутатов одного из указанных административно-территориальных образований осуществляются иным Советом народных депутатов, вопрос о наличии самостоятельного бюджета указанного образования относится к ведению этого Совета народных депутатов. Бюджеты всех указанных административно-территориальных образований являются местными.

Республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и местные бюджеты (далее - бюджеты) наряду с республиканским бюджетом Российской Федерации образуют бюджетную систему Российской Федерации.

Статья 3. Консолидированные бюджеты республик в составе
Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, районов, городов с районным
делением

Районные бюджеты районов в городе и городской бюджет города составляют консолидированный бюджет города (бюджет города). В составе бюджета города могут быть бюджеты иных административно-территориальных образований.

Бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет района составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов и городов, расположенных на территории автономного округа, и окружной бюджет автономного округа составляют консолидированный бюджет автономного округа (бюджет автономного округа).

Бюджеты районов и городов, расположенных на территории автономной области, и областной бюджет автономной области составляют консолидированный бюджет автономной области (бюджет автономной области).

Бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет области составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Бюджеты районов, краевых городов, расположенных на территории края, и краевой бюджет края составляют консолидированный бюджет края (бюджет края).

Бюджеты районов, республиканских городов республик в составе Российской Федерации и республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации составляют консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации (бюджет республики в составе Российской Федерации).

Статья 4. Принцип самостоятельности бюджетов и регулирование
финансовых отношений

1. Самостоятельность бюджета как части бюджетной системы Российской Федерации заключается в том, что утверждение бюджета осуществляется соответственно Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными Советами народных депутатов (далее представительные органы власти), а его исполнение соответственно правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями автономной области, автономных округов, краевыми, областными администрациями, администрациями городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными администрациями (далее - исполнительные органы власти) самостоятельно на основе механизма бюджетного регулирования, установленного настоящим Законом.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

2. Регулирование финансовых отношений, включая бюджетные, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законодательством республик в составе Российской Федерации, решениями Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга, местных Советов народных депутатов.

Статья 5. Разграничение компетенции представительных и
исполнительных органов власти в бюджетном процессе

К ведению исполнительного органа власти относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований.

К ведению представительного органа власти относятся рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении.

Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Статья 6. Бюджетная классификация

Составление проектов бюджетов, утверждение и исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации.

Статья 7. Принципы определения минимального бюджета

Расходная часть минимального бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным соответственно Верховным Советом Российской Федерации, иным вышестоящим представительным органом власти на основании действующих актов законодательства в пределах его финансовых возможностей. Разработка минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, представляемых на утверждение Верховного Совета Российской Федерации, производится Советом Министров Российской Федерации.

Расходная часть минимального бюджета определяется:

а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванного:

согласованной с вышестоящим органом власти в порядке, установленном настоящим Законом, суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;

решениями вышестоящих органов власти об изменении социальных и финансовых норм и нормативов;

изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти, осуществляемым в установленном порядке;

б) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития данного национально-государственного или административно-территориального образования.

Доходная часть минимального бюджета должна полностью покрывать указанные суммы затрат.

Раздел II

Доходная часть бюджетов

Статья 8. Состав доходной части бюджетов

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Статья 9. Уровень закрепленных доходов бюджета

Уровень закрепленных доходов бюджета (за исключением районных бюджетов районов в городах) должен составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70 процентов доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.

Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования Верховный Совет Российской Федерации, иные вышестоящие представительные органы власти закрепляют за бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год указанная фиксированная доля (в процентах) подлежит соответствующей корректировке в сторону увеличения.

Статья 10. Предоставление и использование дотаций и субвенций

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

Статья 11.   Принципы   определения  и  утверждения  нормативов
отчислений от регулирующих доходов

Верховный Совет Российской Федерации, иные вышестоящие представительные органы власти в пределах своей компетенции утверждают для бюджетов нижестоящего территориального уровня дифференцированные или единые (для всех или соответствующих групп национально-государственных и административно-территориальных образований) нормативы отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.

Фактическое увеличение уровня закрепленных доходов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории данного национально-государственного или административно-территориального образования, а также явившееся следствием введения в установленном порядке представительным органом власти административно-территориального образования местных налогов и сборов, не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год. В этих случаях такое снижение нормативов отчислений от регулирующих доходов может быть произведено только с согласия соответствующего представительного органа власти, если иное не установлено законами Российской Федерации.

Статья 12. Заемные средства бюджетов

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях.

Исполнительный орган власти вправе получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет их собственных ресурсов по решению представительного органа власти, в котором определяются приемлемые условия заключения соглашения исполнительного органа власти с банком о предоставлении и погашении кредита.

Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации. Вышестоящие органы власти не отвечают по долговым обязательствам нижестоящего органа власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Статья 13.  Доходы республиканских бюджетов республик в составе
Российской    Федерации    ,   областного   бюджета
автономной области,  окружных  бюджетов  автономных
округов   ,   краевых   бюджетов  краев,  областных
бюджетов  областей,  городских   бюджетов   городов
Москвы и Санкт-Петербурга

В доходы республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, краевых бюджетов краев, областных бюджетов областей, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга в случаях, в порядке и на условиях, установленных законами Российской Федерации, зачисляются:

подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);

подоходный налог с физических лиц (полностью или частично); налоги и другие платежи за пользование недрами (по соответствующим видам налогов и других платежей - полностью или частично);

часть платежей за землю;


50 процентов налога на имущество предприятий; налоги и другие платежи, закрепленные полностью или частично Верховным Советом Российской Федерации за соответствующими бюджетами в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

часть доходов от государственных займов и государственной денежно-вещевой лотереи;