В соответствии с Законом СССР о кооперации в СССР кооператив осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Бухгалтерский учет в кооперативах должен обеспечить контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законностью и соблюдением договорной и финансовой дисциплины.
Бухгалтерский учет в кооперативе осуществляется бухгалтером (или работником, на которого возложены обязанности по учету), который несет полную ответственность за правильное его ведение и, наряду с председателем кооператива, за достоверное отражение данных о финансово-хозяйственной деятельности в декларации о доходах.
В кооперативах бухгалтерский учет рекомендуется вести в соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Министерства финансов СССР 6 июня 1960 г. N 176, а организованных на базе предприятий и организаций, по журнально-ордерной форме счетоводства в соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной письмом Министерства финансов СССР 8 марта 1960 г. N 63.
В кооперативах с простой технологией производства продукции (работ, услуг) бухгалтерский учет может осуществляться по упрощенной форме с применением вместо журналов-ордеров следующих регистров:
Книга учета хозяйственных операций - формы N К-1 (приложение 1);
Ведомость учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), начисленных амортизационных отчислений и износа по МБП - форма N ВК-1 (приложение 2);
Ведомость учета материальных запасов и готовой продукции форма N ВК-2 (приложение 3);
Ведомость учета затрат на производство - форма N ВК-3 (приложение 4);
Ведомость учета операций по кассе, расчетному счету и кредитам банка - форма N ВК-4 (приложение 5);
Ведомость по учету расчетов с подотчетными лицами - форма N ВК-5 (приложение 6);
Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N ВК-6 (приложение 7);
Ведомость по учету прочих операций - форма N ВК-7 (приложение N 8);
Ведомость учета расчетов с покупателями и определения дохода форма N ВК-8 (приложение 9);
Ведомость учета заработной платы - форма N ВК-9 (приложение 10).
Начиная хозяйственный год, кооператив составляет план (смету доходов и расходов) по форме N К-2 согласно приложению 11, который вместе с данными об объеме производства и реализации продукции (работ, услуг) представляется в соответствующие органы управления или предприятия, при котором он создан.
Одни ведомости обязательны для кооперативов (учета операций по кассе, расчетному счету и кредитам банка, учета заработной платы - в этом случае доход и его использование определяется в книге учета хозяйственных операций), другие же ведутся по мере необходимости.
Ведение регистров бухгалтерского учета в кооперативах основано на использовании принципа накапливания данных первичных документов по учету средств и хозяйственных операций по всем основным разделам бухгалтерского учета.
Записи операций в регистрах учета должны производиться не позднее следующего дня после совершения операции.
Ошибки в регистрах исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись.
Всякое исправление ошибки в соответствующем регистре должно быть оговорено надписью "Исправлено", с указанием даты, и подтверждено подписью счетного работника.
Записи операций в регистрах учета производятся только на основании надлежаще оформленных документов: счетов организаций, авансовых отчетов подотчетных лиц, кассовых отчетов, выписок банка, актов и других документов первичного учета по формам, утвержденным соответствующими органами для каждого вида деятельности и операций или же разработанным кооперативом применительно к соответствующим типовым формам, обеспечивающим достоверность отражения в учете совершенных операций.
При закупке материальных ценностей на рынке, у другого кооператива или у населения работники кооператива составляют акт (или справку), в котором приводят подробное изложение хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества и цены.
В том же порядке работники кооператива оформляют расходы, связанные с использованием такси (или индивидуального автотранспорта), ремонтом техники в индивидуальном секторе и в других аналогичных случаях.
Работник кооператива может также отразить в акте (справке) данные паспорта продавца товара (например, при покупке продуктов на рынке).
Оправдательные документы за каждый месяц подшиваются в папки в хронологическом порядке, т.е. в порядке чисел месяца и номеров.
Бухгалтерские документы в течение установленных для них сроков должны храниться в местах, обеспечивающих их сохранность, под ответственность счетного работника.
Материальные затраты кооператива составляют расходы, связанные с производством продукции (работ, услуг), по номенклатуре статей, утвержденной в плане (смете доходов и расходов) общим собранием членов кооператива.
Материальные затраты включают стоимость сырья и материалов, израсходованных на производство продукции (работ, услуг), суммы износа МБП (кроме приобретаемых за счет средств, предназначенных на производственное и социальное развитие, износ по которым возмещается за счет этих средств), амортизационные отчисления (или арендную плату), отчисления на социальное страхование, суммы на оплату услуг сторонних организаций, расходы на рекламу и др.