МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 февраля 1993 год N 8
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 января 1993 года N 17
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ и ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
от 4 февраля 1993 год N 01-17/41
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке и сроках внесения в бюджет платы за
право на пользование недрами
____________________________________________________________________
Не применяется с 27 июля 2018 года на основании
совместного приказа Минфина России и Ростехнадзора от 18 июня 2018 года N 137н/260
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий приказ признавался недействующим на территории Российской Федерации на основании постановления Госгортехнадзора России от 27 июня 2002 года N 38.
Постановление Госгортехнадзора России от 27 июня 2002 года N 38 не применяется как непрошедший государственную регистрацию Министрества юстиции Российской Федерации.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ фактически не применяется. В настоящее время следует руководствоваться разделом V Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года; приказом МНС России от 22.02.2002 N БГ-3-21/220 "Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.04.2002 N 3598).
____________________________________________________________________
Во исполнение Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации постановлением от 28 октября 1992 года N 828 утвердило Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, а также установило, что временные минимальные ставки платежей за право на пользование недрами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 года N 478, действуют до определения по каждому эксплуатируемому месторождению конкретных размеров регулярных платежей за право на пользование недрами.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, Государственная налоговая служба Российской Федерации и Федеральный горный и промышленный надзор России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Комитетом Рояяийской Федерации по металлургии разработали порядок и сроки внесения в бюджет платежей за право на пользования недрами.
1. Платежи за право на пользование недрами включают платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, разработку, за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств, а также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Платежи за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна производят все предприятия, организации, объединения, иные юридические лица, независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также физические лица, в том числе иностранные, осуществляющие поиск, разведку, добычу полезных ископаемых или иное пользование недрами на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.
Платежи за пользование недрами при строительстве подземных сооружений, не связанные с добычей полезных ископаемых, вносятся организацией, непосредственно осуществляющей это строительство, с последующим возмещением их заказчиком за счет сметы на строительство.
2. Плата за право на пользование недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в республиканский бюджет Российской Федерации, в бюджеты республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования, района, города в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно органом государственной власти республики в составе Российской Федерации, края, области или автономного образования и Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр или его территориальными подразделениями.
3. В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" освобождаются от уплаты указанных платежей следующие категории пользователей недр:
- собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
- пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без нарушений целостности недр
- пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).
Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, органы государственной власти краев, областей, автономных образований могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей за право пользования недрами в пределах сумм, поступающих в соответствующий бюджет. К дополнительным основаниям для освобождения пользователей недр от платы за право на пользование недрами может быть отнесена добыча сырья, осуществляемая из месторождений и отдельных участков при их повторной отработке (добыча из запасов, потерянных при первоначальной добыче, списанных в установленном порядке, оставленных по разным причинам на погашенных отработкой участках и горизонтах, из пород вскрыши, хвостохранилищ, отстойников, добыча нефти путем применения термических, физико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты и т.п.), осуществление рекультивации земель, улучшение (облагораживание) рельефа или иные действия, направленные на улучшение экологической ситуации в регионе.
4. Платежи за право на пользование недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы уплачиваются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи в течение всего периода эксплуатации месторождения.
5. Платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимаются в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения. Условия взимания платежей зависят от договорной (сметной) стоимости указанных работ, продолжительности их выполнения, площади территории, выделенной пользователю недр.
Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1 процент договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная - 2 процента. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов органами, предоставляющими лицензию на право ведения указанных работ.
При площадном характере работ по поискам и оценке месторождений полезных ископаемых размер платежа определяется в зависимости от удельных платежей за квадратный километр площади в год. Удельные платежи за 1 кв.км площади в год рассчитываются путем деления ставки платежа (1 - 2 процента общей стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. При возврате пользователем недр части опоискованной площади он освобождается от дальнейшей платы за нее.
6. Платежи за право на разведку месторождений полезных ископаемых взимаются на тех же условиях, что и за право на поиски и оценку месторождений. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3 процента годовой сметной стоимости работ, максимальная - 5 процентов. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов.
Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
7. Платежи за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых включаются в издержки поисковых или разведочных работ.
При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза.
8. Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей с начала добычи в течение срока реализации предоставленного права.
Стартовые размеры разовых платежей за право на добычу полезных ископаемых определяются Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр или его территориальными подразделениями по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации. При этом их величины не должны быть менее 10 процентов величины этого регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Окончательная сумма разового платежа определяется по результатам конкурса или аукциона.
Действующие горнодобывающие предприятия, пользовавшиеся недрами до введения в действие настоящей инструкции, разовые платежи за право на добычу полезных ископаемых не производят.
9. При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска, включающей поиски, разведку и добычу полезных ископаемых, платежи осуществляются в форме разового платежа при выдаче лицензии, размер которого определяется в процессе конкурса или аукциона, а также последующих регулярных платежей отдельно за право ведения каждого вида работ с учетом степени предпринимательского риска.
10. В качестве условия взимания платежей за право на добычу полезных ископаемых вводятся предельные уровни регулярных платежей согласно приложению N 1, в пределах которых и устанавливается конкретный платеж по каждому месторождению, в порядке, определенном при выдаче лицензии, предусматривающем участие соответствующих ведомств.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов природно-географических, горно-технических условий, состояния и периода разработки месторождения, оценки риска пользователей недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются по результатам конкурсов или аукционов органами, предоставляющими лицензию.
Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи. Количество погашенных в недрах запасов полезных ископаемых определяется как сумма добытых (извлеченных из недр) и потерянных в недрах. В расчет платежей за право на добычу полезного ископаемого горнодобывающих предприятий входит объем добычи полезного ископаемого и потерь при добыче.
11. Потери при добыче минерального сырья могут быть нормативные и сверхнормативные.
К нормативным потерям полезного ископаемого при добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов.
Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора России. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологической службами предприятий не менее одного раза в год.
Объемы нормативных (проектных) потерь полезного ископаемого, заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных объектов, согласованные с органами Госгортехнадзора России, при расчете платежей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объемы добытого полезного ископаемого из этих целиков.
Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.
На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных ископаемых и за сверхнормативные потери производится (помесячной, поквартально) с учетом фактически допущенных потерь. На предприятиях, где имеется только расчетное (косвенное) определение потерь и добычи полезного ископаемого, размер (помесячной, поквартальной) платы за право на пользование недрами определяется с учетом соответствующего установленного норматива потерь с последующей корректировкой по фактическим потерям в целом за год.
При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений, газа и конденсата (порывы трубопроводов, открытое фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного оборудования). В случае появления сверхнормативных потерь недропользователь обязан внести платежи за объем утерянных нефти, газа и конденсата сверх расчетных показателей в двойном размере из прибыли недропользователя.
Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в пределах, установленных Минтопэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором России (% утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного предела (% утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.
Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы, закачиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления сайклинг-процесса для повышения конденсатоотдачи, а также газлифта, являются рабочими технологическими агентами, и их соответствующие объемы к потерям не относятся.
Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличивается в два раза по сравнению с нормативными отчислениями.
12. Скидка с платежа за право на добычу полезных ископаемых за истощение недр может предоставляться пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушением условий рационального использования разведанных запасов, а также добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, в том числе не включенных в технический проект, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр принимается органами, выдавшими лицензию на право пользования недрами с участием органов Госгортехнадзора России, после экспертизы представленных пользователем недр геолого-экономических и технико-экономических обоснований. Экспертиза проводится за счет недропользователя.
13. Размеры платежей за право на пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливают республики в составе Российской Федерации, края, области и автономные образования. Перечень общераспространенных полезных ископаемых применительно к отдельным регионам определяет Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр совместно с республиками в составе Российской Федерации при участии Госгортехнадзора России.
14. Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в том случае, если это использование осуществляется по самостоятельной лицензии, в размере 25 - 50 процентов платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.
15. Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше.
Платежи за пользование акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ.
Конкретные размеры платежей определяются согласно реестрам, составленным на основе районирования континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны по географо-экономическим и экологическим параметрам, с учетом режима работ в зонах особого внимания (районы с естественной средой, необходимой для жизнедеятельности уникальной флоры и фауны, районы, требующие защиты прибрежных земель, районы, подверженные штормам, разрушениям, эрозии). Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна по согласованию с государственным органом охраны окружающей среды с другими компетентными органами.
16. Платежи за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1 - 3 процентов сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размера участка недр, предоставленного в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Платежи включаются в стоимость сооружений.
17. К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождений в пределах горного отвода, указанных в лицензии.
Недропользователи производят плату за право на добычу полезного ископаемого за все добытое ими минеральное сырье, как за основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых и указанные в лицензии, при наличии в стране промышленной технологии их извлечения при переработке, а для иностранных участников - при возможной у них промышленной технологии их извлечения при переработке.
В случае неизвлечения или частичного извлечения из основного полезного ископаемого части попутных полезных компонентов, указанных в лицензии, и направления добытого минерального сырья на дальнейшую переработку другим самостоятельным предприятиям, которые производят реализацию извлеченных при переделе попутных компонентов, недропользователи могут включать дополнительно в размер отпускной цены минерального сырья, направленного на переработку, затраты, равные платежам недропользователя за право добычи неизвлеченных попутных компонентов исходя из расчета среднеотраслевой стоимости их реализации.
В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.
Определение размера конкретного дополнительного платежа за подземные воды осуществляют органы, выдавшие лицензию, с учетом затрат, необходимых для выполнения работ по восстановлению качества воды и по восполнению эксплуатационных запасов (очистка вод, бурение гидрогеологических скважин и т.п.).
18. Стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции (без учета налога на добавленную стоимость), действующим на момент определения суммы, а именно:
а) по нефти, включая газовый конденсат, - исходя из цены реализации предприятием без отчислений в фонд ценового регулирования и акциза;
по природному газу - исходя из регулируемых оптовых цен предприятий (до введения свободных цен);