Недействующий

Положение о едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (отменено на основании приказа Росстата от 5 августа 2005 года N 122)

Комментарии специалиста

Распоряжением Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1992 года N 2184рп-1 "О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики" /п.7/ Государственному комитету Российской Федерации по статистике поручено создание Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования /ЕГРПО/. Формирование регистра включено в Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденную Верховным Советом Российской Федерации 23 октября с.г. В рамках этой программы в настоящее время проводятся работы по заполнению информационного фонда регистра, организации его функционирования, разработке и внедрению программно-технологических средств внедрения ЕГРПО. Введение 1-ой очереди ЕГРПО в действие предусмотрено с января 1993 года. По состоянию на 01.01.93 г. в регистре ожидается информация примерно о восьмистах тысячах предприятий и организаций. Интенсивность процессов создания, приватизации, акционирования предприятий дает основания предполагать увеличение в дальнейшем числа субъектов ЕГРПО до 2.5-3.0 миллиона.

Положение о Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования обеспечивает правовую основу его создания и функционирования.

В Положении определены цели создания и функционирования, состав субъектов, содержание информации, принципы построения, порядок ведения регистра, обеспечения пользователей необходимой информацией, а также функции организаций Госкомстата России, участвующих в создании и ведении ЕГРПО.

Регистр строится на данных единого государственного учета в составе общегосударственного классификатора предприятий и организаций /ОКПО/ всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, отраслевой, ведомственной, территориальной принадлежности и т.п., осуществляемого органами статистики.

Включению в ЕГРПО подлежат юридические лица, проходящие государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. все предприятия, организации и объединения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, бюджетные банковские учреждения, общественные и религиозные объединения и т.п.*, а также не являющиеся юридическими лицами предприятия /полные товарищества/, филиалы, обособленные подразделения, представительства и пр.*

__________________     

* Далее предприятия.


Каждый субъект регистра в процессе государственной регистрации представляет в органы статистики соответствующего региона комплект учредительных документов /устав или положение, учредительный договор или протокол, свидетельство о регистрации, приказ ведомства и т.п./, на основании которых служба ведения регистра заполняет карточку учета предприятий /приложение 2 к Положению о ЕГРПО/, включающую основные справочные данные, информацию для контактов /адрес, телефон, телефакс/, и определяет необходимые классификационные признаки. К таким признакам относятся: местонахождение, подчиненность, организационно-правовая форма, виды деятельности, в т.ч. основной; форма собственности. и др.

Служба ведения ЕГРПО по этим признакам в соответствии с действующими в России классификаторами присваивает идентификационные коды и выдает предприятию информационное письмо с указанием кодов, заверенное подписью руководителя и печатью статистического органа соответствующего уровня. В дальнейшем это информационное письмо представляется в регистрационные органы, служит основанием для учета предприятия и оформления необходимых документов Государственной налоговой службой, региональными комитетами по управлению государственным имуществом, таможенной службой, используется предприятием при заполнении статистической и бухгалтерской отчетности, документации по договорам, перевозкам грузов и т.п. Включение в регистр, корректировка базы данных, связанная с реорганизацией, изменением наименования, адреса, организационно-правовой формы и других характеристик, выдача дополнительных справок оплачиваются предприятием по утвержденным тарифам, согласованным с Комиссией Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам, применяемым службами ведения ЕГРПО органов государственной статистики.

Непредставление предприятием или искажение данных, подлежащих включению в Единый государственный регистр, влечет административную ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".

Состав показателей ЕГРПО о каждом субъекте /приложение 1 к Положению о ЕГРПО/ содержит круг справочных характеристик, заполняемых из карточки учета предприятий, и ряд основных экономических показателей состояния предприятия, получаемых из бухгалтерской или статистической отчетности /число работающих, размеры выплат, стоимость основных средств, размер уставного фонда, прибыль или убытки/.

Широкий спектр показателей и современные, развитые программные средства ведения регистра дадут возможность использовать ЕГРПО как многофункциональный интегрированный банк данных, обеспечивающий в будущем переход к применению новых форм и методов организации статистического наблюдения за процессами, происходящими в экономической и социальной сферах, основанных на широком использовании выборочных и единовременных обследований и переписей, отборе и группировке разнообразной информации по любому из признаков и по их совокупности, т.е. возможно получение сводных данных в целом по России и по каждому региону, министерству или ведомству, отрасли хозяйства или определенному виду деятельности, а также конкретизация этих данных по предприятиям, поиск объектов по наименованию, местонахожению и т.п.

Единый государственный регистр предприятий и организаций послужит также базой для формирования реестров предприятий и организаций, которые внедряются рядом центральных ведомств в соответствии с законодательными актами, например, реестра собственности, создаваемого Госкомимуществом России, реестра предприятий и организаций - налогоплательщиков, создаваемого Государственной налоговой службой Российской Федерации и др. Построение этих реестров на основе представляемых Госкомстатом России учетных данных о субъектах ЕГРПО позволит сократить сроки и стоимость их разработки, до минимальных размеров снизить затраты финансовых средств и ресурсов на организацию и обеспечение сбора и обработки информации, включаемой в реестры.

Интерес представит единый государственный регистр предприятий и организаций и для широкого круга пользователей, от органов власти и управления до любого юридического или физического лица.

Разнообразные возможности отбора информации по отдельным признакам или их совокупности позволят, например, получить базу для проведения анализа работы групп предприятий с различными видами деятельности или формами собственности, найти потенциальных партнеров для организации выпуска продукции, расширения рынка сбыта, отыскать поставщиков сырья, посреднические предприятия, благотворительные фонды и т.д. При этом следует иметь в виду, что представляются только те сведения, которые в соответствии с постановлением Правительства России от 05.12.91 г. N 35 не составляют коммерческую тайну.

Ограниченный на сегодня состав показателей о каждом субъекте регистра в дальнейшем будет расширяться с использованием информационного фонда государственной статистики, исходя из интересов потребителей этой информации.

Стать пользователями ЕГРПО могут любые юридические и физические лица на всей территории Российской Федерации через Главный информационно-аналитический вычислительный центр /ГИВЦ/ и региональные органы Госкомстата России.

Применение в регистре системы классификации и кодирования, используемой статистическими службами государств - членов СНГ, гармонизация классификаторов с принятыми в международной практике классификациями и стандартами обеспечивают единство информационного пространства и сопоставимость, совместимость данных на всей территории Содружества независимых государств, а также достижение взаимопонимания при обмене экологической информацией с международными статистическими организациями, информационными, маркетинговыми и другими зарубежными фирмами. В этих условиях функционирование ЕГРПО один из путей интенсификации процессов интеграции российской статистики и статистической деятельности государств, входящих в СНГ, а также таких международных организаций, как ООН, Евростат и др., распространения информации о российских предприятиях и организациях для международного делового сотрудничества.

А.Иноятов
начальник Управления методологии
и организации статистики Госкомстата России