ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 1993 года N 01-13/11400
О соблюдении требований ст.ст.231, 301
Таможенного кодекса Российской Федерации
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 26 июня 2001 года N 607
____________________________________________________________________
В связи с неоднократными запросами таможен разъясняем, что Таможенный кодекс Российской Федерации за совершение одного таможенного правонарушения допускает двухсубъектность ответственности:
- для юридических лиц - административную ответственность,
- для физических лиц - административную или уголовную ответственность.
Так, ст.231 ТК РФ прямо указывает, что:
- привлечение к административной ответственности предприятия, учреждения и организации (юридических лиц) не освобождает от ответственности их должностных лиц и иных работников за совершение ими нарушения таможенных правил;
- привлечение к уголовной ответственности за контрабанду и за совершение иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, должностных лиц и иных работников юридических лиц, не освобождает само предприятие, учреждение и организацию от ответственности за нарушение таможенных правил.
В соответствии со ст.301 ТК РФ:
- если в процессе дознания по делу о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, будут выявлены признаки нарушения таможенных правил, совершенного юридическим лицом, производство по этим правонарушениям должно быть продолжено должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, независимо от расследования уголовного дела в отношении физических лиц или должностных лиц.
Таким образом, привлечение юридических лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил предполагает и необходимость установления факта совершения таких правонарушений их работниками, в связи с исполнением последними служебных функций в указанных юридических лицах. Юридические лица подлежат административной ответственности за нарушение таможенных правил по соответствующим статьям главы 39 Таможенного кодекса Российской Федерации и в случае совершения такими работниками контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
Направление материалов дела о таможенном правонарушении по подследственности в МБ, МВД или прокурору не освобождает таможенные органы от обязанности продолжения производства по этим материалам и принятия решения об административной ответственности юридических лиц.
Несоблюдение должностными лицами таможенных органов этих требований является грубым нарушением таможенного законодательства.
Начальник
Управления по борьбе с контрабандой
и нарушениями таможенных правил
М.В.Ванин