ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 25.09.92 г.  N ИЛ-4-08/63

О порядке         обеспечения
взыскания    административных
штрафов      за     нарушения
налогового законодательства

Как показывают данные проведенных проверок и отчетности, государственными налоговыми инспекциями по многим регионам Российской Федерации не обеспечивается реальное исполнение значительной части внесенных ими постановлений о наложении на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административных штрафов, предусмотренных пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР". В результате резко снижена эффективность основной работы налоговых органов - по взиманию налогов и других платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Главная причина такого недопустимого положения заключается в том, что эти госналогинспекции из-за недостаточной правовой осведомленности и слабой работы юридической службы почти не пользуются правами, предоставленными им в данном отношении действующим административным, гражданским и гражданско-процессуальным законодательством, не обеспечивают необходимого взаимодействия с органами и должностными лицами суда, и, прежде всего, с судебными исполнителями.

Вместо того, чтобы в случаях отказа виновных должностных лиц от добровольной уплаты начисленных сумм административных штрафов направлять постановления о их наложении судебным исполнителям для взыскания в бесспорном порядке, госналогинспекции отправляют эти постановления на предприятия, в учреждения и организации по месту работы виновных должностных лиц для удержания сумм штрафов из заработной платы последних. Особенно часто в подобных случаях остаются без исполнения постановления о наложении административных штрафов на самих руководителей и главных бухгалтеров предприятий, учреждений, организаций, виновных в налоговых правонарушениях.

В целях устранения отмеченных упущений в работе налоговых органов Государственная налоговая служба Российской Федерации предлагает начальникам государственных налоговых инспекций для обеспечения принудительного исполнения постановлений о наложении административных штрафов на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в нарушении налогового законодательства, руководствоваться разделом III Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации с учетом следующих норм Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Гражданско-процессуального кодекса РСФСР:

     -
статей NN 277 и 278 КоАП РСФСР, в соответствии с которыми постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами и подлежит исполнению с момента его вынесения. Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению по истечении срока, установленного частью первой Кодекса для добровольного исполнения. Постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление;

- статьи N 285 КоАП РСФСР - "Сроки и порядок исполнения постановления о наложении штрафа", согласно части первой которой штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения;

- статьи N 286 КоАП РСФСР - "Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа", согласно части первой которой в случае неуплаты штрафа нарушителем в срок, установленный статьей 285 Кодекса, постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР;

- статьи N 338 ГПК РСФСР - "Постановления судов и других органов, подлежащие исполнению", согласно пункту 14 которой по правилам, изложенным в разделе Y Кодекса, подлежат исполнению постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке;

- статьи 339 ГПК РСФСР - "Исполнительные документы", согласно пункту 8 которой одним из видов исполнительных документов являются постановления, выдаваемые административными органами, о производстве взысканий с граждан в бесспорном порядке;

- статьи 388 ГПК РСФСР - "Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника", согласно части первой которой судебный исполнитель направляет исполнительный документ в предприятие, учреждение или организацию, где должник работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию или пособие, с предложением производить удержания согласно решению суда, и удержанные суммы пересылать взыскателю;

- статьи 394 ГПК - "Последствия невыполнения требований судебного исполнителя", гласящей:

"В случае невыполнения требований, указанных в статьях 381, 388 и 390 настоящего Кодекса, по причинам, признанным судом неуважительными, виновные должностные лица соответствующих предприятий, учреждений и организаций или граждане подвергаются судом по представлению судебного исполнителя штрафу в размере до 30 рублей".

Взыскатель вправе также предъявить к соответствующему предприятию, учреждению или организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этого предприятия, учреждения или организации";

- другими статьями глав 38 и 39 раздела КоГПК РСФСР.

По разъяснению, полученному в Министерстве юстиции России, постановления о наложении административного штрафа на должностных и иных физических лиц госналогинспекциям следует направлять в районный (городской) народный суд с сопроводительным письмом на имя председателя суда, содержащим просьбу об удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка виновного лица в соответствии с правилами, установленными главами 38 и 39 ГПК РСФСР. При продолжающемся невыполнении требования статьи 288 ГПК РСФСР виновные должностные лица могут быть подвергнуты по решению суда штрафу, предусмотренному статьей 394 ГПК РСФСР, неограниченное количество раз.


Руководитель Государственной     налоговой службы

     Российской Федерации                              И.Н.Лазарев




Руководителю Госналослужбы
РФ   И.Н.Лазареву


СПРАВКА

о действующем правовом механизме обеспечения
взыскания административных штрафов за нарушения
налогового законодательства  и предложения по его
совершенствованию

              (пункт 1.2. протокола заседания коллегии
                         от 28.08.92  N 31)

Порядок наложения административных штрафов, предусмотренных Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", определяется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ГПК РСФСР) и Указом Президента РСФСР от 31.12.91 N 340 (пункты 19-22 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации).

В соответствии со ст.ст. 277, 278 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами подлежит исполнению с момента его вынесения.

Согласно ст. 285, 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит исполнению нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае неуплаты нарушителем штрафа в указанный срок (т.е. добровольно), постановление о наложении штрафа направляется в районный (городской) народный суд (с сопроводительным письмом на имя председателя суда) для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка в соответствии с правилами, установленными ГПК РСФСР (гл. гл. 38, 39), то есть подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном для исполнения судебных решений (см. п.14 ст. 338 и п.8 ст. 339 ГПК РСФСР).

Статьей 394 ГПК РСФСР предусмотрены последствия невыполнения требований судебного исполнителя: виновные должностные лица соответствующих предприятий, учреждений и организаций или граждане подвергаются судом по представлению судебного исполнителя штрафу в размере до 30 рублей (в т.ч. главные бухгалтера, если постановление о наложении штрафа не исполняется по их вине; эта мера может быть применена к ним неоднократно, до тех пор, пока постановление не будет исполнено). Взыскатель вправе также предъявить к соответствующему предприятию, учреждению или организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этого предприятия, учреждения, организации.

Основанием для окончания производства по исполнению постановления о наложении штрафа является уплата нарушителем штрафа, подлежащего взысканию. Доказательством исполнения постановления о взыскании штрафа признается возвращение постановления органу (должностному лицу), вынесшему его, с отметкой о взыскании. Таким доказательством может также служить предъявление органу (должностному лицу), вынесшему постановление, квитанции об уплате штрафа.

В целях повышения эффективности указанных правовых норм в условиях перехода к рыночным отношениям в налоговой реформе представляется целесообразным внести в установленном порядке предложения о многократном увеличении размера штрафа, предусмотренного ст. 394 ГПК РСФСР или о распространении на этот размер штрафа действия Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3293-1 "О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях", а также о дополнении УК РСФСР статьей 188_3 - "Неисполнение постановления о наложении административного взыскания с установлением наряду с такой санкцией, как штраф, других мер уголовной ответственности, как например, увольнение от должности.

Однако, проблема реального обеспечения принудительного исполнения административных штрафов заключается, на наш взгляд, не столько в совершенствовании и усилении норм действующего законодательства, сколько в расширении самой практики применения этих норм, налаживания правильного взаимодействия госналогинспекций с судебными исполнителями. Проверки деятельности госналогинспекций и их юридических служб показывают, что почти повсеместно (кроме Смоленской области, г. Москвы) такое взаимодействие не установлено, налоговые органы, практически, не знают и не применяют предоставленные им административным, гражданским и гражданским процессуальным законодательством права. Вместо того, чтобы в случаях отказа виновных должностных лиц от добровольной уплаты начисленных сумм административных штрафов направлять постановления о их наложении судебным исполнителям для взыскания в бесспорном порядке, они отправляют постановления на ... предприятия, в учреждения, организации, где работают виновные, для удержания таких штрафов из заработной платы, и также постановления зачастую остаются без исполнения.

Ввиду этого юридическим отделом подготовлен для направления государственным налоговым инспекциям прилагаемый проект соответствующего письма с информацией о действующих нормах законодательства, который просьба подписать.

Разработанным Госналогслужбой России проектом Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", согласование которого в соответствии с поручением Правительства России от 27.03.92 N РГ-ПВ7-19710 в настоящее время завершается, предусмотрено дополнить пункт 12 статьей 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" абзацем следующего содержания:

"При необеспечении хозяйствующим субъектом своевременного взыскания с его должностных лиц административных штрафов, наложенных на них налоговыми органами в соответствии с настоящим пунктом, суммы этих штрафов взыскиваются с хозяйствующего субъекта в бесспорном порядке. Причиненный таким образом хозяйствующему субъекту вред может быть возмещен виновными должностными лицами в порядке регресса (в том числе по иску прокурора) на основании норм действующего гражданского и гражданского-процессуального законодательства Российской Федерации".

Хотя законопроект в указанной части при согласовании не вызвал возражений у Минюста РФ и других министерств и ведомств, целесообразность сохранения приведенного абзаца в свете вышеизложенного вызывает сомнение. С одной стороны, облегчается и ускоряется процесс взыскания и поступления сумм административных штрафов в бюджет. С другой стороны, значительно осложняется и удлиняется процесс обратного взыскания причиненного предприятию (учреждению, организации) ущерба с виновных должностных лиц, причем значительная часть этих сумм осталась бы вообще невзысканной с них. Администрация предприятия (учреждения, организации) может отказаться от регрессных требований. Случаи обратного взыскания ущерба с руководителей предприятий, как и случаи предъявления регрессных исков прокурором в интересах предприятий на основании статьи 41 ГПК РСФСР, нечасты. Таким образом, при ориентировании на практику регрессных (обратных) требований законодательная норма об административных санкциях за налоговые правонарушения не достигла бы своей главной цели - воздействия на виновных физических лиц.

     Начальник юридического отдела                    В.А.Степанков

16.09.92

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»