Недействующий

Положение о порядке начисления амортизационных отчислений (не действует на территории РФ на основании приказа Минфина России от 20.08.2024 № 352/556/24/3750/527/552/пр/372)

III. Начисление амортизации на специализированные
основные фонды и определение их износа

13. Величина амортизационных отчислений по специализированным основным фондам за месяц определяется умножением годовой общей потонной ставки в целом по предприятию на объем погашаемых запасов.

14. Групповые потонные ставки используются для определения износа основных фондов выделенных групп. При этом общий износ по предприятию за год определяется путем суммирования результатов, получанных в результате умножения каждой групповой потонной ставки на количество погашаемых запасов.

15. Для обеспечения правильного расчета потонных ставок и определения остаточной стоимости объектов ведется учет стоимости и износа горных выработок, специализированных зданий, сооружений и передаточных устройств по каждой выделенной группе основных фондов. С этой целью следует вести инвентарные карточки по двум или трем группам рассматриваемых основных фондов, в которых указываются на начало каждого года балансовые запасы ископаемых, суммарная балансовая стоимость, остаточная стоимость и начисленный износ по всем объектам, входящим в данную группу основных фондов. В картотеке инвентарных карточек они располагаются в начале каждой группы. Форма групповой инвентарной карточки приведена в приложении N 4.

16. Учет и движение основных фондов, по которым начисление амортизации осуществляется по потонным ставкам, производится в общеустановленном порядке.

17. Выбывающие в течение года отдельные объекты указанных фондов в связи с отработкой запасов, которые они обслуживают, полностью списываются по балансовой стоимости за счет износа соответствующей группы основных фондов, учтенного в балансе предприятия. При этом общая сумма балансовой стоимости и сумма износа основных фондов предприятия уменьшается на балансовую стоимость выбывающих объектов, а остаточная стоимость основных фондов по предприятию остается неизменной.

18. Предприятия при досрочной ликвидации (списании) не полностью амортизированных основных фондов производят доначисление амортизации на полное восстановление до балансовой стоимости ликвидируемого объекта с отнесением ее на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В случае досрочной ликвидации основных фондов вследствие неподтверждения запасов полезного ископаемого, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР, не полностью амортизированная часть этих основных фондов по предприятиям союзной, республиканской собственности и собственности местных Советов может быть отнесена на изменение уставного фонда.

По предприятиям других форм собственности сумма неполностью амортизированной части основных фондов относится на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

При этом недоамортизированная (остаточная) стоимость ликвидируемых объектов рассчитывается в соответствии с извлекаемыми запасами ископаемых и эксплуатационными потерями, которые первоначально предусматривались к погашению с помощью данных объектов, к фактически извлеченными запасами и эксплуатационными потерями (по маркшейдерским замерам) из этих запасов по формуле:

                               (1 - И(о) + Э(о))
                  Ф(о) = Ф(б) -------------------,
                                     И + Э

где Ф(о) и Ф(б) - соответственно недоамортизированная (остаточная) стоимость и балансовая стоимость ликвидируемого объекта основных фондов, руб.;

И, Э - извлекаемые запасы и эксплуатационные потери, первоначально предусмотренные к погашению с помощью данного объекта,, тыс.т;

И(о), Э(о) - погашенные запасы по маркшейдерским замерам (извлекаемые запасы и эксплуатационные потери) из предусмотренных к погашению с момента сдачи объекта в эксплуатацию и до его ликвидации, тыс.т.

19. На основании настоящей Инструкции концерны, ассоциации, межотраслевые государственные объединения и министерства по согласованию с Госпланом СССР и Минфином СССР могут разрабатывать отраслевые инструкции, в большей мере отражающие специфику работы их добывающих предприятий.