1. Настоящие Основные положения устанавливают общий порядок учета тары, используемой для упаковывания и транспортировки продукции (товаров), на предприятиях, в производственных объединениях и организациях* (кроме колхозов, организаций и учреждений, состоящих на бюджете).
---------------
* В дальнейшем будут именоваться "предприятия".
Данные положения не распространяются на учет тары, предназначенной для постоянного хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологического процесса производства продукции и отражаемой в зависимости от стоимости и срока службы как хозяйственный инвентарь на счетах 01 "Основные средства" или 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
Учет тары, используемой как хозяйственный инвентарь, осуществляется в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств или малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
При учете тары-оборудования следует руководствоваться Инструкцией о порядке учета тары-оборудования, утвержденной Министерством финансов СССР, Минторгом СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР и Центросоюзом.
2. Основными задачами учета тары являются:
правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, производственных участках и других местах ее хранения;
обеспечение контроля за сохранностью тары на всех этапах ее движения и хранения;
выявление фактической себестоимости тары, приобретаемой у таропроизводителей или тароремонтных предприятий и изготовляемой непосредственно предприятием;
соблюдение норм расхода тары на единицу каждого изделия и порядка учета расходования тары в производстве в зависимости от особенностей упаковывания и вида тары;
контроль за своевременной сдачей тары покупателями и применение в необходимых случаях санкций за несвоевременный возврат тары;
выявление финансовых результатов по операциям с тарой (развернуто прибыль и убыток).
3. В целях рационального использования, обеспечения сохранности и содержания тары в исправном состоянии необходимо:
организовать надлежащее хранение всех видов тары как порожней, так и находящейся под материальными ценностями;
проводить систематические проверки состояния тары, выявлять тару, требующую ремонта, и обеспечивать своевременное его проведение;
выявлять неиспользуемую и излишнюю для предприятий тару и осуществлять ее реализацию в установленном порядке;
увеличивать число оборотов используемой тары, в первую очередь за счет бережного отношения к ней, и осуществлять контроль за ее правильной погрузкой и разгрузкой;
обеспечивать своевременную сдачу тары поставщикам, тарособирающим и тароремонтным предприятиям;
взыскивать с лиц, виновных в недостаче, порче или уничтожении тары, стоимость ущерба в соответствии с действующим законодательством;
установить перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск тары со складов, а также давать разрешения на ее вывоз или вынос с предприятия либо возложить эти обязанности на должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на получение и отпуск материальных ценностей.
4. В соответствии с действующей классификацией тары бухгалтерский учет ее ведется по следующим видам:
тара из древесины;
тара из картона и бумаги;
тара из металла;
тара из пластмассы;
тара из стекла;
тара из тканей и нетканых материалов.
5. В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специально для ее изготовления или ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка корковая и полиэтиленовая, колпачки вискозные, кронен-корка, фольга и др.).