1. Действие настоящих Основных положений распространяется на годовое и квартальное планирование перевозок (отправления) грузов, осуществляемых:
железнодорожным транспортом Министерства путей сообщения;
морским транспортом Министерства морского флота;
воздушным транспортом Министерства гражданской авиации;
речным транспортом Министерства речного флота РСФСР и органов управления речным транспортом других союзных республик;
автомобильным транспортом общего пользования органов управления автомобильным транспортом союзных республик.
2. Планы перевозок (отправления) грузов являются составной частью народнохозяйственного плана и разрабатываются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота. Указанные планы перевозок разрабатываются в тоннах, по родам грузов, с распределением перевозок по видам транспорта.
Планы перевозок (отправления) грузов в последующих пунктах именуются планами перевозок грузов.
Годовые и квартальные планы перевозок грузов должны обеспечивать:
полное и своевременное удовлетворение потребностей страны в перевозках грузов с наименьшими транспортными затратами;
рациональные транспортно-экономические связи в народном хозяйстве;
экономически целесообразное распределение перевозок грузов по видам транспорта, рациональное взаимодействие всех видов транспорта по периодам года и максимальное уменьшение неравномерности перевозок с учетом сезонных потребностей отраслей народного хозяйства;
эффективное использование технических средств всех видов транспорта (максимальное использование грузоподъемности или вместимости вагонов, судов и автомобилей, сокращение порожних пробегов подвижного состава и т.д.);
ритмичную погрузку грузов, предусмотренных планом перевозок, с учетом перевозок грузов маршрутами.
3. Планирование перевозок грузов осуществляется на основе заявок, разрабатываемых и представляемых в порядке, установленном настоящими Основными положениями.
Организации, планирующие перевозки грузов, разрабатывают и представляют заявки на перевозку только той продукции, которая производится и реализуется подведомственными предприятиями, за исключением заявок на перевозки:
а) лома черных и цветных металлов, отправляемых организациями Всесоюзного объединения "Союзвторчермет" при Министерстве черной металлургии СССР и Всесоюзного объединения "Союзвторцветмет" при Министерстве цветной металлургии СССР, вторичного сырья и возвратной тары, отправляемых предприятиями и организациями Союзглаввторсырья и Союзглавтары при Госснабе СССР;
б) продовольственных и промышленных товаров народного потребления, изготавливаемых предприятиями промышленности, поставка которых осуществляется оптовыми организациями и предприятиями системы Министерства торговли СССР (базами, конторами и т.п.);
в) нефти и нефтепродуктов, отправляемых нефтесбытовыми организациями союзных республик;
г) грузов, отправляемых с баз и складов территориальных снабженческо-сбытовых органов Госснаба СССР;
д) лесных грузов, реализация которых осуществляется через Союзглавлес при Госснабе СССР (впредь до передачи министерствам-отправителям функций по планированию перевозок лесных грузов).
4. Экономически целесообразное распределение перевозок грузов по видам транспорта в процессе разработки и согласования годовых и квартальных планов перевозок грузов обеспечивается организациями, планирующими перевозки грузов, совместно с управлениями железных дорог, морских и речных пароходств, управлениями автомобильного транспорта (автотрестами) и гражданской авиации.
Окончательное решение по распределению перевозок грузов по отдельным видам транспорта при составлении годового плана перевозок грузов принимается Госпланом СССР с учетом предложений министерств и ведомств СССР и госпланов союзных республик.
5. В целях сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве, а также рационального использования различных видов транспорта, устранения встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок планирование перевозок грузов производится в соответствии со схемами нормальных направлений грузопотоков, разрабатываемыми на основе материальных балансов и балансовых расчетов по транспорту.
Схемы нормальных направлений грузопотоков составляются по железнодорожному, морскому и речному транспорту по перечню грузов, устанавливаемому Госпланом СССР и Госснабом СССР с учетом предложений министерств и ведомств СССР и госпланов союзных республик.
Указанные схемы разрабатываются:
по важнейшим промышленным грузам - Госснабом СССР совместно с соответствующими отраслевыми и транспортными министерствами и ведомствами;
по остальным грузам - соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами СССР совместно с госпланами союзных республик и транспортными министерствами и ведомствами.
Схемы нормальных направлений грузопотоков утверждаются: