18. Перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются по годовым планам, с распределением по кварталам, и по квартальным планам, с распределением по месяцам.
Планы перевозок грузов железнодорожным транспортом разрабатываются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения, товарооборота и обосновываются экономическими расчетами.
Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства-грузоотправители при составлении планов производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота обязаны учитывать необходимость сокращения дальности перевозок и снижения транспортных издержек.
Порядок и сроки составления планов перевозок грузов железнодорожным транспортом устанавливаются Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемыми Советом Министров СССР, и издаваемыми в их развитие Правилами планирования перевозок грузов, утверждаемыми Министерством путей сообщения по согласованию с Госпланом СССР.
Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства-грузоотправители, Министерство путей сообщения и железные дороги обязаны строго соблюдать плановую дисциплину и государственные интересы при составлении и выполнении планов перевозок в целом по сети железных дорог СССР, по каждой железной дороге, отделению дороги, станции и по каждому грузоотправителю.
Грузоотправители и грузополучатели обязаны не допускать завышенных заявок на перевозку грузов, своевременно и ритмично предъявлять грузы к погрузке в размерах, предусмотренных планом, и осуществлять погрузку и выгрузку в установленные сроки.
Железные дороги обязаны обеспечивать своевременную и ритмичную подачу вагонов по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с планом перевозок.
19. Годовые, с распределением по кварталам, планы перевозок грузов железнодорожным транспортом составляются по общему объему (в тоннах), с выделением перевозок грузов по установленной номенклатуре, и утверждаются в установленном порядке.
Министерства и ведомства СССР и Госпланы союзных республик в установленный срок после получения от Министерства путей сообщения утвержденных годовых планов перевозок грузов сообщают соответственно союзно-республиканским министерствам и ведомствам союзных республик, республиканским министерствам и ведомствам, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения утвержденные для них годовые, с распределением по кварталам, планы перевозок грузов по установленной номенклатуре.
20. Годовые планы перевозок грузов по каждой железной дороге отправления в целом и по родам грузов (по установленной номенклатуре) составляются на основании годового плана перевозок грузов железнодорожным транспортом и утверждаются Министерством путей сообщения.
21. Квартальные, с распределением по месяцам, планы перевозок грузов в целом по железнодорожному транспорту, согласованные в установленном порядке, а также квартальные планы перевозок грузов по отдельным железным дорогам утверждаются Министерством путей сообщения.
Квартальное, с распределением по месяцам, планирование перевозок грузов железнодорожным транспортом осуществляется по установленной номенклатуре в централизованном порядке Министерством путей сообщения и на местах управлениями железных дорог.
В квартальных планах предусматриваются размеры среднесуточной погрузки на квартал, с распределением по месяцам и родам грузов в тоннах и вагонах, а также задания по перевозке грузов маршрутами.
Перевозка овощей, картофеля, фруктов и других сельскохозяйственных продуктов, отгружаемых заготовительными организациями и организациями потребительской кооперации, производится по плану, а также по предъявлению без ограничения, по заявкам, представляемым за пять дней до начала погрузки.
Продовольственные и промышленные товары народного потребления, отгружаемые мелкими партиями, а также повагонными отправками из государственного резерва, принимаются к перевозке по предъявлению.
22. Грузоотправители в установленные сроки представляют (в трех экземплярах) в управления железных дорог на утвержденные объемы перевозок развернутые месячные планы перевозок грузов по установленной номенклатуре, с распределением по родам грузов, станциям отправления и железным дорогам назначения, а по грузам, перевозимым в пределах железной дороги отправления, - с распределением по станциям назначения. Эти планы составляются грузоотправителями в тоннах и вагонах на основе статических нагрузок, разрабатываемых с участием соответствующих союзглавснабсбытов при Госснабе СССР, министерств и ведомств СССР-грузоотправителей и устанавливаемых Министерством путей сообщения.
Одновременно представляются планы перевозок грузов маршрутами, с указанием станций назначения или станций распыления маршрута. При непредставлении грузоотправителем плана перевозок грузов маршрутами или представлении плана в заниженных по сравнению с заданиями квартального плана размерах обязательное для грузоотправителя количество маршрутов устанавливает начальник железной дороги, исходя из развернутого плана перевозок.
Род подвижного состава определяется в соответствии с Правилами.
Форма развернутого плана перевозок грузов и порядок ее заполнения утверждаются Министерством путей сообщения.
23. В месячных планах перевозок предусматривается перевозка грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами путем объединения групп вагонов одного направления в маршрутные поезда в соответствии с планом формирования поездов.
Грузоотправители обязаны предъявлять к перевозке каменный уголь, кокс, руду, нефть, зерновые хлебные грузы, лес, минеральные строительные материалы и другие массовые грузы, как правило, отправительскими маршрутами.
Порядок организации перевозок грузов маршрутами устанавливается Правилами.
24. В целях сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве, а также рационального использования различных видов транспорта, устранения встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок планирование перевозок грузов осуществляется в соответствии со схемами нормальных направлений грузопотоков.
Схемы нормальных направлений грузопотоков разрабатываются и утверждаются в установленном порядке и являются обязательными для грузоотправителей и железных дорог.
25. Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства-грузоотправители обязаны при планировании перевозок не допускать нерационального использования транспортных средств, в частности:
встречных перевозок, то есть перевозок грузов в направлениях, встречных основному потоку однородных (взаимозаменяемых) грузов;
излишне дальних перевозок, то есть перевозок грузов за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков;
перевозок, которые целесообразнее осуществить водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении;
повторных перевозок однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исключением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз подгруппировки или с предприятий, выполняющих эти функции. В отдельных случаях повторные перевозки могут допускаться с разрешения начальника железной дороги.