Недействующий

     

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О социальном развитии села

(с изменениями от 28 апреля 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе также учтен:

Федеральный закон от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ (Российская газета, N 86, 08.05.2003) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ).

____________________________________________________________________

     

Закон определяет основные положения приоритетности развития социальной сферы села и материально-технической базы агропромышленного комплекса в структуре народного хозяйства Российской Федерации.

     

РАЗДЕЛ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государство гарантирует приоритетность развития села экономической, правовой и социальной политикой

     

Статья 2. Экономическая деятельность сельского населения осуществляется на основе многообразия и равенства государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, развития всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, проведения земельной реформы, предоставления права выкупа или пере дачи в аренду и собственность трудовым коллективам производственных фондов, свободного выхода работников из колхозов и совхозов с пра вом получения земельного надела и соответствующей части основных фондов для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Все формы хозяйствования имеют равные права на организацию производства, владение своей продукцией, распределение доходов.

     

Статья 3. Опережающие темпы социально-экономического развития села и агропромышленного комплекса обеспечиваются:

- пропорциями инвестиций на республиканском и местном уровнях;

- финансовой, кредитной и ресурсной политикой;

- системой государственной поддержки;

- политикой народонаселения.

Статья 4. Программы социально-экономического развития в республике не могут быть приняты без учета приоритетности развития села.

     

Раздел II
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕЛЕ

Статья 5. Развитие сельских населенных пунктов осуществляется в гармоничном сочетании всех традиционно сложившихся форм расселения сел, деревень, поселков, хуторов, станиц, аулов, заимок и других при полном равноправии на осуществление каждой из них.

     

Статья 6. На селе и в малых городах, интегрированных с селом, опережающим темпами обеспечивается строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, объектов культуры, здравоохранения, социального обеспечения, коммунально-бытового назначения, благоустройство дорог, а также развитие телефонизации, связи, радиофикации, телевидения, медицинского, бытового и других видов обслуживания.

     

Статья 7. Рабочие и служащие, наемные работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, имеют право:

- на получение в течение 6 месяцев рабочего места с установленной продолжительностью рабочей недели, профессиональную подготовку и переподготовку, оплату труда за выполнение работы опреде ленной квалификации и заданной нормы не ниже минимальной заработной платы, с учетом прожиточного минимума, предоставление им ежегодного отпуска не менее 21 календарного дня;

- на переподготовку и переквалификацию в случае изменений условий занятости с сохранением средней заработной платы, а также материальное обеспечение в период временной незанятости с учетом прожиточного минимума.

     

Статья 8. Семьям, переселяющимся в трудонедостаточные районы (по перечню, определяемому Советом Министров РСФСР) для работы в сельском хозяйстве, а также специалистам народного образования, культуры, здравоохранения, связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта, направляемым по заявкам хозяйств и сельских Советов, устанавливаются следующие льготы:

- предоставляются в личную собственность отдельные жилые дома или квартиры с надворными постройками и приусадебными участками. На период первых двух лет они обеспечиваются бесплатно топливом по действующим нормам за счет местного бюджета, за исключением тех, кто эти льготы имеет постоянно;

____________________________________________________________________

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенные абзацем вторым статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях - см. статью 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ.

Указанные положения об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года - см. абзац третий статьи 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ.

____________________________________________________________________     

- бронируется жилая площадь по месту прежнего жительства на срок договора работы на селе;

- сохраняется непрерывность стажа, если перерыв в работе не превышает одного месяца, не считая времени переезда, для получения процентных надбавок к заработной плате и других льгот;

- оказывается безвозмездная помощь для организации личного подсобного хозяйства;

- предоставляется льготное право приобретения в кредит легко вого автомобиля, стиральной машины и других хозяйственных товаров.

     

Статья 9. Советы Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, хозяйственные органы и предприятия содействуют развитию индивидуального жилищного строительства на селе.

Работникам колхозов, совхозов, кооперативов, арендных коллективов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других предприятий и организаций агропромышленного комплекса под строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и инженерное обустройство индивидуальных жилых домов в сельской местности предоставляются кредиты в размере сметной стоимости дома, и они обеспечиваются в полном объеме строительными материалами.

Плата за пользование кредитами осуществляется на льготных условиях.

По решению трудовых коллективов пятьдесят процентов кредита, выделенного работникам колхозов, совхозов, других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса, проработав шим не менее трех лет, погашается за счет средств предприятий и хозяйств. Другие работники погашение кредита осуществляют по решению местных Советов. Оставшуюся часть кредита застройщик выплачивает в зависимости от долговечности строения равными долями в течение 10-50 лет.

     

Статья 10. Расходы на содержание социальной инфраструктуры на селе, на покрытие доходами, осуществлять за счет средств республиканского (РСФСР) бюджета.

Статья 11. При продаже сельскохозяйственной продукции государству согласно договору контрактации ввести обязательное отоваривание ее стоимости необходимыми селу материально-техническими ресурсами по государственным оптовым ценам.

     

Раздел III
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Статья 12. Строительство в городах и сельской местности новых и расширение действующих промышленных предприятий, не связанных с производством продукции сельского хозяйства и ее переработкой, разрешать только по согласованию с Верховным Советом республик, входящих в состав РСФСР, краевыми, областными, автономных областей, автономных округов Советами народных депутатов; строительство объектов, имеющих межрегиональное значение, - по согласованию с Верховным Советом РСФСР. Высвобождающиеся ресурсы и мощности строительных организаций направлять на развитие села.

Статья 13. Обеспечить приоритетное выделение государственных централизованных капиталовложений на социальное развитие села и укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса.

Установить систему государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса, направляя на его развитие ежегодно, начи ная с 1991 года, не менее 15 процентов национального дохода РСФСР.

Финансирование целевых программ и государственных мероприятий по социально-экономическому развитию села, перечень которых утверждается Верховным Советом РСФСР и Советом Министров РСФСР, осуществ лять за счет республиканского бюджета.

Ежегодно финансировать за счет республиканского бюджета:

- программы поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств;

- создание социальной инфраструктуры на селе, в том числе строительство жилья, шлок и дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, в том числе внутрихозяй ственных, электрофикацию, газификацию, телефонизацию и радиофикацию, водоснабжение сельских населенных пунктов;

- строительство межхозяйственных мелиоративных систем и групповых водопроводов, природоохранных и гидротехнических сооружений, коренное улучшение земель, связанное с повышением плодородия, закладку многолетних насаждений;

- строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объектов производственного назначения, включая мелиорацию земель и содержание мелиоративных систем, в районах проживания малочисленных народов и в трудонедостаточных хозяйствах Нечерноземной зоны, Сибири и Дальнего Востока, расходы на переселение в трудонедостаточные районы;

- проведение государственной градостоительно-технической политики - разработку генпланов комплексного развития территорий местных Советов, проектов новых типов жилых и общественных зданий, нормативно-методических обоснований, поисковых разработок;

- расходы по развитию местных баз строительной индустрии и строительных материалов;

- расходы по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб;

- затраты на подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов и рабочих, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого назначения;

- дотации к ценам нерентабильной продукции для хозяйств и предприятий, расположенных в экстремельных природно-экономических условиях, а также возмещение расходов автотранспортных предприятий при перевозке пассажиров в сельской местности, не покрытые дохода ми, уплату процентов за кредит.

     

Статья 14. Предоставить право промышленным предприятиям и организациям на основе взаимной договоренности направлять на развитие колхозов, совхозов, предприятий агропромышленного комплекса и крестьянских (фермерских) хозяйств часть произведенной ими продукции или получаемой прибыли, которая не пожлежит обложению налогом.

Освобождать на два года от налога часть прибыли предприятий и организаций других народнохозяйственных комплексов при переходе на выпуск продукции для агропромышленного комплекса.

В целях поощрения рразвития цехов и подсобных производств в сельскохозяйственных предприятиях для круглогодичной занятости.

Статья 15. Обеспечение агропромышленного комплекса РСФСР материально-техническими ресурсами на период перехода к рыночным отношениям оосуществлять в первоочередном порядке на уровне государственного заказа.

Предприятиям, которым устанавливается государственный заказ на производство и поставку продукции для агропромышленного комплекса РСФСР, выделять основные виды материально-технических ресурсов для обеспечения его выполнения (часть в редакции, введенной в действие с 25 мая 1996 года Законом Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1).

В случае недопоставки предприятиями продукции по государственному заказу агропромышленному комплексу республики взыскивать с них в беспорном порядке штраф на сумму причиненного ущерба. Взыскиваемый штраф поступает равными долями хозяйству и местному бюджету.

     

Раздел IV
ПОЛИТИКА ЦЕН И ПРИНЦИПЫ ТОВАРООБМЕНА

Статья 16. Государственную политику цен осуществлять при постоянном соблюдении эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства через систему государственных закупочных и договорных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырье, оптовых цен на средства производства, материальные ресурсы и тарифы на услуги сельского хозяйства.

Сохранить государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию путем установления закупочных цен на отдельные виды продукции в сочетании с договорными ценами и системой внеценовой государственной поддержки сельского хозяйства.

Для обеспечения паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию производить регулярную их индексацию и обеспечить сельскому хозяйству компенсацию затрат в связи с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы и тарифов на услуги.

Отменить накидки к розничным ценам на товары, продаваемые потребительской кооперацией в глубинных районах, с 1 января 1991 года.

     

Раздел V
НАЛОГИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БЮДЖЕТОМ

Статья 17. Колхозы, межхозяйственные предприятия и организации, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства платят единый земельный налог.

Вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства освобождать от налогообложения на пять лет.

Статья 18. Установить, что промышленные и другие предприятия и организации, работники которых проживают в сельской местности, вносят плату за трудовые ресурсы соответствующим районным, сельским и поселковым Советам и порядке, установленном Советом Министров РСФСР. Указанные средства использовать на социальное обустройство села.

Статья 19. Отменить обязательное и ввести с 1991 года для совхозов, колхозов, арендаторов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий добровольное страхование имущества, включая посевы сельскохозяйственных культур.

Раздел VI
ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Статья 20. Общеобразовательные школы всех типов, включая малоколмплектные, открываются по решению местных Советом народных депутатов, исходя из потребности населения, без ограничения численности учащихся. Обучение учащихся разных лет начальных классов сельских малокомплексных школ производится раздельно. Программы и методы обучения в сельской школе учитывают особенности аграрного труда и образа жизни на селе.

Закрытие малокомплектных школ осуществляется только по решению схода граждан, проживающих в населенных пунктах, дети из которых обучаются или могут обучаться в данной школе.

Статья 21. Профессиональная подготовка и переподготовка высвобождающегося в связи с изменением условий занятости селького населения осуществляется системой государственных, кооперативных учреждений и организаций, а также на индивидуальной основе. Финансирование специального образования сельскохозяйственной направленности производить за счет бюджетных средств.

При сельских профтехучилищах создается сеть методических центров по подготовке и переподготовке, повышению квалификации рабочих кадров непосредственно на производстве.

Статья 22. Установить специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физрультуры и спорта, работающим на селе, повышенные на 25 процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельностти в городских условиях.

Местные Советы народных депутатов могут вводить дополнительные повышенные коэффициенты к заработной плате работников вышеуказанные профессий в зависимости от территориального расположения учебно-воспитательных, медицинских, социально-культурных учреждений и уровня социально-экономического развития населенных пунктов, использовать контактную систему найма специалистов.

Статья 23. Учреждения культуры, физкультуры и спорта, имеющие в составе доходов бюджетные средства, освобождать от всех видов платежей в местный и республиканский бюджеты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»