Недействующий

     

ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об обороне

(с изменениями на 24 декабря 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 июня 1996 года на основании
Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ.
____________________________________________________________________     

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:      

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288.

____________________________________________________________________

Раздел I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Основы обороны

В настоящем Законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и военной доктриной Российской Федерации.

Для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.

К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска Министерства безопасности Российской Федерации, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска), которые выполняют задачи в области обороны, установленные законодательством Российской Федерации.

Перечень войск, указанных в настоящей статье, является исчерпывающим.

Существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований преследуются по закону.

Статья 2. Организация обороны

Организация обороны включает:

правовое регулирование в области обороны;

прогнозирование и оценку военной угрозы;

разработку военной политики и военной доктрины Российской Федерации;

строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планирование их применения;

разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;

мобилизационную подготовку органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, экономики, территории, коммуникаций и населения страны;

создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;

планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;

обеспечение сохранения государственной и военной тайны;

развитие военной науки;

координацию деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области обороны;

гражданский контроль за расходами на оборону и деятельностью Министерства обороны Российской Федерации в объеме, не ограниченном законом;

международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

другие мероприятия в области обороны.

Статья 3. Законодательство   Российской  Федерации  по вопросам
обороны

Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается на Конституции Российской Федерации и включает настоящий Закон, а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью Российской Федерации, воинской обязанностью и военной службой, государственной службой, заменяющей военную службу (альтернативной службой), статусом военнослужащего, пенсионным обеспечением лиц, уволенных с военной службы, оборонным бюджетом, гражданской обороной, мобилизацией, военным положением, закупками вооружений, статусом оборонного предприятия, государственной тайной, землепользованием, другие законодательные акты Российской Федерации.

Нормативные акты по вопросам обороны, действовавшие в СССР, сохраняют свою силу в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации по вопросам обороны, до полной их отмены уполномоченными на то органами.

     

Раздел II

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ



Статья 4.  Полномочия  Верховного Совета Российской Федерации в
области обороны

Верховный Совет Российской Федерации:

абзац признан не действующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288;

осуществляет законодательное регулирование в области обороны и социально-правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

абзац признан не действующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288;

рассматривает и постатейно утверждает оборонный бюджет;

абзац признан не действующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288;

устанавливает воинские звания;

(абзацы восьмой - двенадцатый признаны не действующими - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288);

принимает решения об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с ее международными обязательствами;

(абзацы четырнадцатый, пятнадцатый признаны не действующими - Указ Президента Российской Федерации  от  24  декабря  1993  года  N 2288).

(часть вторая признана не действующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288).

Статья 5.  Полномочия Президента Российской Федерации в области
обороны

Президент Российской Федерации:

является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

абзац признан не действующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288;

утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны;

утверждает государственные программы и планы развития оружия и военной техники в пределах выделяемых средств;

санкционирует проведение ядерных и других специальных испытаний в соответствии с программами испытаний, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации;

абзац признан не действующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288;

присваивает в порядке, установленном законом, воинские звания генералов и адмиралов;

утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации;

утверждает план гражданской обороны Российской Федерации и Положение о территориальной обороне;

утверждает по представлению министра обороны Российской Федерации планы дислокации Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории Российской Федерации;

ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве, по вопросам коллективной безопасности и разоружения;

объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию, военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую Федерацию с последующим незамедлительным внесением этих вопросов на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации;

абзац признан не действующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288;

вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии с законом Российской Федерации о военном положении;

издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу (с указанием численности призывников).

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в
области обороны

Правительство Российской Федерации:

несет ответственность за состояние Вооруженных сил Российской Федерации;

руководит деятельностью подведомственных ему органов государственного управления по вопросам обороны;

вносит в Верховный Совет Российской Федерации предложения по проекту оборонного бюджета;

организует оснащение Вооруженных сил Российской Федерации и других войск оружием и военной техникой, их обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, а также подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает создание инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

определяет порядок воинского учета и готовит предложения Президенту Российской Федерации о контингентах граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, военные сборы и по мобилизации;

организует разработку и выполнение мобилизационных планов и заданий, планов накопления мобилизационных и государственных резервов;

принимает решения о создании, перепрофилировании и упразднении государственных оборонных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций; военных академий, институтов и училищ, военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также определяет порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям и офицерских кадров;

организует в пределах предоставленных полномочий выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации по вопросам обороны;

организует работу подведомственных органов по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также для рабочих и служащих оборонных предприятий, учреждений и организаций в зависимости от условий их труда;

определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны, а также контроль за выполнением утвержденных планов;

определяет порядок деятельности и материально-технического обеспечения военных комиссариатов;

устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, продажи и ликвидации оружия и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;

организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;

ведет международные переговоры по военным вопросам, определяет меры по укреплению доверия между государствами и взаимному понижению уровня военной опасности, созданию коллективной безопасности.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти и
управления республик в составе Российской  Федерации,
автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов
местного самоуправления в области обороны

Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей территории:

обеспечивают выполнение законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации в области обороны и социально-правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

проводят мероприятия по подготовке территории и коммуникаций в целях обороны;

организуют воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и по мобилизации;

обеспечивают потребности воинских формирований и учреждений Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации;

реализуют выполнение мобилизационных планов и заданий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»