III. Особенности формирования и реализации
поставок товаров и выполнения работ
(услуг) для федеральных государственных
нужд
11. Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке по продаже определенных видов товаров или обладающие технологической монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.
Перечень таких поставщиков с указанием соответствующих видов продукции устанавливается Государственным реестром Российской Федерации предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках, формируемым в соответствии с действующим законодательством. Государственные заказчики могут представлять в Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур предложения и обоснования по включению предприятий и организаций, являющихся монополистами, в указанный реестр.
12. Размещение заказов на поставку топливно-энергетических ресурсов для государственных нужд по соглашению с государственными заказчиками обеспечивается Министерством топлива и энергетики Российской Федерации или уполномоченной им организацией (по нефти, газовому конденсату, нефтепродуктам и углю) и государственным концерном "Газпром" (по природному газу).
При этом контракт между государственным заказчиком и государственным концерном "Газпром" является основанием для поставки природного газа конкретным потребителям по определению государственного заказчика, а контракт между государственным заказчиком и Министерством топлива и энергетики Российской Федерации или уполномоченной им организацией является основанием для заключения хозяйственных договоров на поставку нефти и газового конденсата, нефтепродуктов и угля между конкретными поставщиками и потребителями этой продукции.
13. Поставки продукции агропромышленного комплекса для государственных нужд осуществляются по контрактам с предприятиями агропромышленного комплекса или через посредников в пределах ассигнований, выделяемых на реализацию соответствующих направлений государственных нужд (государственные резервы, поставки продовольствия для нужд армии и др.).
Обеспечение агропромышленного комплекса материальнотехническими ресурсами в соответствии с действующим законодательством осуществляется в первоочередном порядке на основе договоров предприятий-поставщиков и посреднических организаций с предприятиями агропромышленного комплекса при условии их платежеспособности.
14. Заказы на поставки товаров, необходимых для реализации федеральных целевых программ, в том числе программ фундаментальных научных исследований, инновационных и научно-технических программ, формируются государственными заказчиками с учетом предложений Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации и Российской академии наук.
Ассигнования на финансирование указанных программ предусматриваются в бюджетных ассигнованиях на науку.
15. Заказы на выполнение строительных работ и услуг для федеральных государственных нужд формируются Министерством экономики Российской Федерации по предложениям министерств и ведомств, государственных концернов и ассоциаций в составе перечня важнейших строек и объектов по следующим основным направлениям:
реализация федеральных и межгосударственных целевых программ;
развитие и создание производственного потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства Российской Федерации;
развитие общегосударственной сети транспорта, связи и экологического мониторинга;
строительство отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экологической сферы общегосударственного значения;
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;
поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны.
Для формирования указанных заказов министерства и ведомства, государственные концерны, корпорации и ассоциации с участием предприятий и организаций-застройщиков и подрядчиков на основе заключенных договоров по переходящим стройкам и объектам и предконтрактной проработки вопросов со всеми участниками инвестиционного процесса определяют необходимые объемы работ и капитальные вложения на соответствующий период и представляют в Министерство экономики Российской Федерации заявки на инвестиционные ресурсы, в том числе за счет бюджетных ассигнований.
Министерство экономики Российской Федерации на основе указанных заявок, целей и задач по структурной перестройке экономики, анализа экономического состояния страны, прогнозных оценок инвестиционных и ресурсных возможностей государства, основных направлений инвестиционной политики и проектировок использования бюджетных ассигнований формирует с участием государственных заказчиков проектировки объемов ассигнований, необходимых для выполнения работ и услуг в строительстве для федеральных государственных нужд, перечень важнейших строек и объектов с указанием сроков ввода их в эксплуатацию, объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по ним.
Заказы на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд размещаются на конкурсной основе с обязательным проведением подрядных торгов, осуществляемых в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом (абзац в редакции постановления Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 года N 812 - см. предыдущую редакцию).
16. Объемы поставок продукции, необходимой для создания и поддержания государственных резервов и резервов для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и выполнения непредвиденных работ, зачисляемых в государственный резерв и резерв Правительства Российской Федерации, определяются Министерством экономики Российской Федерации с участием заинтересованных организаций.
17. Заказы на выполнение геологоразведочных работ для государственных нужд финансируются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах". Основным источником финансирования геологоразведочных работ начиная с 1993 года является государственный, внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Средства этого фонда используются для федеральных и региональных целевых программ геологоразведочных работ.
Бюджетная заявка на выделение ассигнований на выполнение геологоразведочных работ для федеральных государственных нужд состоит из двух разделов. Первый раздел содержит расчетный объем ассигнований из государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, необходимых для проведения геологоразведочных работ для государственных нужд, с распределением по направлениям: нефть и природный газ, уголь и горючие сланцы, черные и цветные металлы, благородные металлы и алмазы, неметаллические полезные ископаемые, региональные геофизические работы и геологическая съемка, работы в мировом океане и на шельфе, гидрогеологические и геоэкологические работы, работы на радиоактивном сырье, специальные работы, научно-исследовательские работы и по прогнозу землетрясений и другие. Второй раздел содержит обоснование ассигнований из государственного внебюджетного фонда по каждому из указанных направлений геологоразведочных работ для федеральных государственных нужд.
Заказ на выполнение геологоразведочных работ для федеральных государственных нужд включает в себя прирост разведанных запасов важнейших полезных ископаемых.
18. Экспортные поставки товаров для государственных нужд осуществляются для выполнения межгосударственных соглашений, в том числе валютно-кредитных обязательств Российской Федерации.
Министерство экономики Российской Федерации совместно с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и с привлечением других заинтересованных министерств, ведомств и организаций определяет объем экспортных поставок и объем бюджетных средств, необходимых для реализации экспортного заказа государства на соответствующий финансовый год, а также вносит предложения по составу государственных заказчиков, ответственных за его выполнение.
Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации формируют проект сводной бюджетной заявки, которая представляется в Правительство Российской Федерации в установленные сроки.
После утверждения ассигнований на реализацию экспортных поставок для государственных нужд соответствующие финансовые ресурсы (в том числе резервные средства), необходимые для оплаты экспортных поставок, выделяются государственным заказчикам.