Характеристика системы здравоохранения Московской области
На территории Московской области сформирована единая государственная политика по здравоохранению, направленная на обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения и повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Разработаны и реализуются долгосрочные и ведомственные целевые программы, направленные на комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с заболеваниями социального характера и укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
В Московской области функционируют 464 государственных и муниципальных учреждения здравоохранения, в том числе 2 научно-исследовательских клинических института, 190 больничных учреждений, 138 амбулаторно-поликлинических учреждений, 66 диспансеров, 25 станций скорой медицинской помощи, 7 станций переливания крови, а также другие медицинские службы. Для оказания стационарной медицинской помощи в Московской области развернуто 50495 коек, плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет порядка 160 тысяч посещений в смену.
Значительная часть учреждений здравоохранения находится в ведении муниципальных образований Московской области. В собственности Московской области находятся 133 государственных учреждения здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, общей мощностью 12613 коек.
Приоритетными направлениями реформирования здравоохранения являлись:
реструктуризация сети организаций здравоохранения;
совершенствование системы управления здравоохранением.
Основной задачей при проведении структурных изменений в сети здравоохранения Московской области определена концентрация материальных и кадровых ресурсов с целью рационального и эффективного их использования для наиболее полного обеспечения жителей области доступной и квалифицированной медицинской помощью.
В результате оптимизации структуры отрасли число больничных учреждений сократилось с 244 до 190 единиц. Оптимизация структуры произведена путем объединения маломощных больниц и поликлиник: реорганизацией участковых больниц во врачебные амбулатории, развития общей врачебной практики.
В Московской области проводится реструктуризация системы оказания медицинской помощи населению, направленная на повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
С 2002 года проводятся мероприятия по реформированию сети лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), развитию общих врачебных практик, оптимизации коечного фонда стационаров, развитию стационарозамещающих технологий, внедрению новых, прогрессивных форм оказания медицинской помощи населению.
К концу 2009 года в системе первичной медико-санитарной помощи работали 210 врачей общей практики (в 2005 году - 40 врачей общей практики). Обеспеченность врачами общей практики составила в 2009 году 0,3 на 10 тыс.населения. К 2013 году планируется увеличить количество врачей общей практики еще на 48 человек.
Дальнейшее развитие получили стационарозамещающие виды медицинской помощи. Число мест в дневных стационарах при больницах составило в 2010 году 4190 места (в 2005 году - 4672), но увеличилось при амбулаторно-поликлинических учреждениях на 13,7 процента и составило - 3926 мест (в 2005 году - 2046).
За 2010 год в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях пролечены 98,5 тыс. больных, что на 47,0 тыс. больше, чем в 2005 году (51,4 тыс.больных).
Проведена интеграция нескольких муниципальных систем оказания медицинской помощи в единое медицинское образование - медицинский округ.В настоящее время в Московской области созданы 12 медицинских округов, с целью преодоления структурных диспропорций системы здравоохранения на основе перегруппировки уровней и видов медицинской помощи, перегруппировки и замещения ресурсов.
На сегодняшний день в Московской области сформирована система здравоохранения, включающая в себя:
государственные учреждения Московской области (областные, областные специализированные);
муниципальные учреждения в Московской области (центральные районные больницы, центральные городские больницы, городские больницы, районные и участковые больницы, амбулаторно-поликлинические учреждения, родильные дома, станции (подстанции) скорой медицинской помощи).
Следствием реструктуризации сети организаций здравоохранения, непосредственно связанных с решением управленческих проблем и организацией работы отрасли, явилось:
уменьшение количества юридических лиц, не повлекшее ликвидацию или закрытие лечебных учреждений;
устранение дублирования в деятельности областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений;
создание единой технологической системы организации специализированной медицинской помощи;
перепрофилирование маломощных участковых больниц в амбулатории с койками дневного стационара, либо перевод их в больницы (отделения) сестринского ухода;
переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар.
Дальнейшая реорганизация системы здравоохранения обусловлена необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе и реализацией приоритетных национальных проектов.
По уровню оказания медицинской помощи все учреждения разделены на группы. На 01.01.2010 специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная специализированная медицинская помощь (первый уровень) оказывалась в 7 государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, специализированная медицинская помощь (второй уровень) оказывалась 91 учреждением здравоохранения; специализированная и первичная медико-санитарная помощь (учреждения, на базе которых имеются монопрофильные и многопрофильные специализированные межмуниципальные центры) оказывалась 84 учреждениями здравоохранения, первичная медико-санитарная медицинская помощь (четвертый уровень) в 208 учреждениях здравоохранения, 69 учреждений здравоохранения, расположенные в сельской местности (пятый уровень).