Строительство жилья, предоставляемого по договору аренды (найма) жилого помещения (далее - арендное жилье), является одним из решений вопроса доступности жилья для жителей Московской области.
В отличие от имеющихся механизмов социального найма жилого помещения, арендное жилье обеспечивает повышение пространственной мобильности населения, способствует развитию внутригородской миграции, что обеспечивает снижение транспортных издержек и общей нагрузки на транспортную инфраструктуру.
Арендное жилье, в первую очередь специально построенные для найма доходные дома, позволяет с минимальными затратами и в сжатые сроки решить проблему социального жилья, предоставить жилье лицам, утратившим его в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф, молодым семьям и другим категориям граждан, поддержка которых является приоритетом государственной политики.
Развитие рынка арендного жилья позволит легализовать и упорядочить рынок аренды, частично решить жилищную проблему.
Вопрос создания государственных и муниципальных доходных домов требует тщательного урегулирования на федеральном уровне.
Необходимо внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусмотрев отдельную статью "Государственный и муниципальный жилищный фонд коммерческого использования", в которой отразить следующие вопросы:
категории граждан, которые могут претендовать на постановку на учет с целью дальнейшего предоставления им жилых помещений по договору коммерческого найма из государственного или муниципального жилищных фондов, или дать право субъектам Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления устанавливать такие категории граждан;
порядок постановки на учет данных категорий граждан или порядок его установления субъектами Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления;
порядок формирования доходных домов и процедуру придания им такового статуса;
установить прямой запрет на предоставление жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов по договору аренды юридическим лицам.
Необходимо внесение изменений в пункты 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о наделении органов местного самоуправления полномочиями по жилищному фонду коммерческого использования для проживания лиц на основании договора найма.
Указанные предложения позволят сформировать законодательную базу для предоставления жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов по договору найма.
С целью создания рынка жилья, предоставляемого по договору аренды (найма) жилого помещения, в рамках реализации Программы предусматривается:
произвести оценку эффективности создания фонда арендного жилья ("доходные дома") как отдельного бизнеса;
определить условия его формирования и использования;
разработать механизмы строительства жилья для предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в жилье.