Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

Паспорт Программы


Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав (Основной Закон) Тульской области

Государственный заказчик Программы

Администрация Тульской области

Основной разработчик Программы

Администрация Тульской области

Основная цель и основные задачи Программы

Цель – обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества. В соответствии с поставленной целью Программой определены задачи по следующим сферам и направлениям: - государственное управление; - социальная сфера; - бюджетно-финансовая сфера; - строительство и инфраструктура; - производство и инновации; - инвестиции и предпринимательство; - экология

Сроки и этапы реализации Программы

I этап: 2011 – 2012 гг. II этап: 2013 – 2015 гг.

Исполнители Программы и основных мероприятий

Органы государственной власти Тульской области, органы местного самоуправления, заинтересованные предприятия и организации

Объемы и источники финансирования Программы

Средства бюджетов всех уровней на основании нормативных правовых актов о бюджетах. Внебюджетное финансирование осуществляется за счет собственных средств организаций

Система организации контроля за исполнением Программы

Администрация Тульской области контролирует своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение интенсивного сбалансированного развития Тульской области, характеризующегося стабильно растущей экономикой, эффективным функционированием социальных институтов, устойчивой общественно-политической ситуацией. В том числе планируется достижение следующих конечных результатов: - увеличение валового регионального продукта в 1,74 раза; - увеличение доходов населения в 1,7 раза; - увеличение объема отгруженной продукции организациями области в 1,71 раза; - увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,46 раза; - увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2,28 раза



1. Современное социально-экономическое положение и основные проблемы Тульской области

1.1. Основные показатели социально-экономического положения Тульской области

Тульская область (далее – область) образована 26 сентября 1937 года.

Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Граничит на севере и северо-востоке – с Московской, на востоке – с Рязанской, на юго-востоке и юге – с Липецкой, на юге и юго-западе – с Орловской, на западе и северо-западе – с Калужской областями.

Занимает площадь 25,7 тыс. кв. километров (0,15 процента территории России). Наибольшая протяженность территории области с севера на юг – 200 километров, с запада на восток – 190 километров.

Административный центр области – город Тула. Год основания – 1146. В области 19 городов, в том числе крупные города – Тула, Новомосковск, Алексин, Щекино, Узловая и Ефремов, 25 рабочих поселков, 3433 сельских населенных пункта. Численность населения на 1 января 2010 года – 1540,4 тыс. человек, в том числе городское – 80 процентов, что говорит о высоком уровне урбанизации области. Плотность населения на начало 2010 года составляла 59,9 чел. на кв. км. В национальном составе населения области преобладают русские.

В состав области входит 175 муниципальных образований (МО), в том числе 5 городских округов и 22 муниципальных района. В составе муниципальных районов – 39 городских поселений и 109 сельских поселений.

Исторически сложившаяся в области специализация – производство машиностроительной, химической и металлургической продукции, которая составляет более 64 процентов всей промышленной продукции области. Характерной чертой промышленного комплекса области является высокая степень диверсификации и весомая концентрация предприятий оборонно-промышленного комплекса.

По уровню социально-экономического развития область входит в группу регионов страны со средним уровнем развития. По оценке Минрегиона России, по интегральному показателю, включающему численность населения, объем валового регионального продукта (ВРП) и налоговых поступлений в федеральный бюджет страны, область в 2008 году занимала 37 место в России.

Область располагает развитой транспортной сетью, по которой осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Территорию области пересекают важные стратегические автомобильные дороги федерального значения: М-2 "Крым", М-4 "Дон", Р-132 "Калуга – Тула – Михайлов – Рязань", Р-92 "Калуга – Перемышль – Белев – Орел". Крупные железнодорожные магистрали связывают Тулу с другими областями России и странами ближнего и дальнего зарубежья.

Выгодное географическое расположение, наличие природных богатств, топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель, мощного промышленного комплекса, высокого научно-технического, а также значительного туристского потенциала позволяют рассматривать область как один из перспективных ареалов экономического роста Центрального федерального округа России.

1.1.1. Население и трудовые ресурсы

Область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией, что связано, в первую очередь, с проблемой стареющего населения области. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Удельный вес населения пенсионного возраста в области на начало 2010 года составил 27,4 процента, что существенно превышает показатели по Российской Федерации – 21,6 процента и по Центральному федеральному округу – 24,4 процента. За период с 2003 по 2009 год численность жителей области сократилась на 7,8 процента. Сокращение численности населения области, в том числе его трудоспособной части, происходит в основном за счет естественной убыли. Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации – в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза).

Численность населения области на начало 2010 года составила 1540,4 тыс. человек (таблица 1.1.1.1) и сократилась за период с 2003 по 2009 год на 129,4 тыс. человек.