Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы (утратило силу с 01.01.2014 на основании постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1634-ПП)

     

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена областная целевая программа "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы


Областная целевая программа "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы (далее - Программа) определяется Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства, 2009, N 8-1, ст.1044).

Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

В качестве одного из приоритетных направлений развития Свердловской области определено развитие человеческого потенциала, которое обуславливается состоянием системы образования.

Система образования Свердловской области должна быть ориентирована на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, формирование гармоничной, высоконравственной социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности, создание условий для ее самореализации личности.

В настоящее время в Свердловской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:

1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования;

2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;

3) достигнуты определенные успехи в оптимизации сети учреждений общего и профессионального образования;

4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования.

Решению задач инновационного развития системы образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование":

1) сформирован инновационный кадровый ресурс: количество лучших учителей - победителей конкурса в Свердловской области составило 260 человек, объем финансирования - 26 млн.рублей;

2) усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования. В полном объеме осуществлялись выплаты за классное руководство: из федерального бюджета на эти цели направлено 287,8 млн.рублей, из бюджета Свердловской области - 240,99 млн.рублей;

3) системно осуществлялась поддержка талантливой молодежи: 754 человекам из категории талантливой молодежи оказана поддержка на сумму 14,25 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета - 6,06 млн.рублей, из бюджета Свердловской области - 8,19 млн.рублей;

4) получили дальнейшее развитие процессы информатизации в общеобразовательных учреждениях: все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, в 3 раза сократилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер (с 31 человека в 2006 году до 10 человек в 2010 году).

Тем не менее анализ состояния системы образования относительно требований инновационного развития социально-экономического развития Свердловской области позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:

1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда Свердловской области;

3) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также информационного общества;

4) крайне неоднородный охват дополнительным и непрерывным образованием в различных муниципальных образованиях Свердловской области;

5) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;

6) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

7) недостаточное использование современных образовательных технологий;

8) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;

9) в целом сохраняющийся в системе образования патерналистский характер принятия исполнения решений.

Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего и профессионального образования, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов Свердловской области и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;