Социально-экономическое развитие Астраханской области существенно зависит от государственного регулирования, которое осуществляется в первую очередь через такие инструменты, как Стратегия, программа социально-экономического развития на среднесрочный период и государственные программы Астраханской области, разрабатываемые в соответствии со Стратегией.
(Абзац в редакции Закона Астраханской области от 18.11.2013 N 59/2013-ОЗ)
Согласно Стратегии целью долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области.
Первым шагом на пути к достижению установленных целей развития Астраханской области и пусковым механизмом реализации Стратегии является разработка и реализация Программы, которая определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области на этот период.
Стратегической целью Программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории Астраханской области.
В качестве индикаторов достижения стратегической цели Программы принимаются целевые ориентиры и их целевые значения, отраженные в таблице 2:
Таблица 2
Наименование целевого ориентира | Целевые значения целевых | ||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет | 68,3 | 68,7 | 69,0 | 69,1 | 69,2 |
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, % | 14,9 | 14,7 | 14,5 | 14,0 | 13,5 |
Реальные денежные доходы населения, % к уровню 2009 года | 102,3 | 106,9 | 111,3 | 116,0 | 125,3 |
Темп роста ВРП, % | 105,6 | 106,8 | 107,7 | 106,7 | 106,0 |
Доля инвестиций в ВРП, % | 48,1 | 47,9 | 48,0 | 50,4 | 52,3 |
Цель Программы достигается путем решения следующих тактических задач:
Тактическая задача 1. Развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
На протяжении последних лет большинство внутренних рынков, на которых присутствуют предприятия Астраханской области, находилось в стадии активного развития, чему способствовали благоприятные внешние условия. Произошло включение ряда отраслей в процессы консолидации на национальных рынках, приход крупных инвесторов, прежде всего в агропромышленный сектор, положено начало технологической модернизации. Однако далеко не все астраханские предприятия успели в полной мере воспользоваться благоприятными конъюнктурными условиями и запустить процессы кластеризации, в том числе технологической и корпоративной модернизации.
Кластерная политика как на федеральном, так и на региональном уровне, признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
Основные задачи и инструменты кластерной политики определяются в зависимости от уровня и потенциала кластеризации каждой отдельной отрасли, ее значения для экономики области, наличия факторов производства, масштабов рынков, на которых присутствуют предприятия отрасли, а также прогнозной динамики развития основных рынков сбыта ее продукции:
1. Отрасли с высоким уровнем кластерного взаимодействия, растущим рынком, но не являющиеся базовыми для экономики области. Это туристический комплекс (включая инфраструктуру размещения и питания - сектор HoReCa) и агропромышленный комплекс (в первую очередь производство и переработка овощей).
Именно эти отрасли в предыдущие три года развивались посредством кластерной политики, результатами чего стали: активизация работы ассоциативных форм управления отраслью, формирование профессиональной культуры и бизнес-этики, развитие (хотя и недостаточное) различных форм кооперации, достижение инвестиционного роста секторов, реализация программы формирования единого бренда и пр.
На следующем этапе развития для данных отраслей ключевой задачей станет дальнейшее укрепление формирующихся производственных кластеров с параллельным созданием условий для перехода к инновационной модели функционирования.
В результате к 2014 году:
- в сфере туризма будет сформировано региональное правовое поле, оптимизирована система управления развитием туризма и портфели "альтернативных" видов туризма, улучшена инфраструктурная составляющая туризма, что обеспечит укрепление позиций региона как уникального туристического центра на юге России, ежегодный поток туристов в Астраханскую область до 2,5-2,7 млн. человек, а также включение г. Астрахани в макрорегиональный круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута в границах Волго-Каспийского бассейна;
- в агропромышленном комплексе будет создан единый региональный бренд для сельскохозяйственных товаров области, повышено плодородие земель, а также качество жизни населения в сельской местности.
2. Отрасли со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера, но имеющие важное значение для экономики области и средний потенциал роста рынков.
Это рыбохозяйственный комплекс, судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и промышленность строительных материалов, некоторые секторы агропромышленного комплекса. Ключевой задачей для данных отраслей станет переход к конкурентоспособным производственным кластерам и инновационному типу развития данных отраслей (развитие корпуса проектирования, технологического и сервисного обеспечения и пр.).
В результате к 2014 году осуществится:
- институциональное закрепление рыбохозяйственного кластера, его переход на новую инновационно-технологическую платформу и научно-образовательный модуль, что в перспективе обеспечит равнозначное положение аквакультуры и промышленного рыболовства;
- "достройка" проектной, научно-технологической и образовательной составляющих регионального судостроительного кластера;
- модернизация транспортной системы и сбалансированное развитие городского и пригородного пассажирского транспорта, что в долгосрочном периоде будет способствовать максимально полной реализации транзитного потенциала региона и увеличению создаваемой добавленной стоимости при предоставлении транспортно-логистических услуг;
- переход строительного сектора на современную технологическую базу, повышение инвестиционной привлекательности строительного комплекса Астраханской области и повышение платежеспособного спроса на жилье у населения Астраханской области.