В 2008 году количество дошкольных образовательных учреждений составило 866. Охват дошкольным образованием вырос благодаря определенным мерам, принимаемым в течение года по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях:
открыто 6 дошкольных образовательных учреждений;
открыто дополнительно 78 групп в действующих дошкольных учреждениях (1520 детей), из них 38 групп - в сельской и 40 групп - в городской местности;
размещены 18 дошкольных образовательных учреждений на площадях школ.
Тем не менее, проблема доступности мест в дошкольных учреждениях сохраняется. Принимаются меры по возврату в систему образования перепрофилированных и используемых не по назначению детских образовательных учреждений, по рационализации их сети и более полному использованию проектной мощности.
В 2007 - 2008 учебном году в крае функционировали 1502 общеобразовательные школы, в которых обучалось 233 тыс. учащихся.
Подготовка в системе начального профессионального образования проводится в 70 государственных учреждениях по 75 профессиям для всех основных отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания, торговли, общественного питания, транспорта, строительства.
Система среднего профессионального образования насчитывает 49 учреждений, из них 6 негосударственных. В них ведется подготовка по 105 специальностям среднего профессионального образования.
Вместе с тем численность студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования с каждым годом снижается. Зачастую различные типы учреждений начального и среднего профессионального образования (техникумы, колледжи, лицеи, профессиональные училища) реализуют одинаковый набор образовательных программ, что снижает качество профессиональной подготовки и эффективность бюджетных расходов на эти цели. Необходима интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, формирование на их базе многопрофильных учебных центров и колледжей, образовательно-профессиональных комплексов.
Число студентов вузов за последние 10 лет возросло более чем в два раза. Это вызвано как ростом численности молодежи студенческого возраста, так и увеличением числа вузов (филиалов). Подготовку специалистов осуществляют 8 государственных вузов, 2 негосударственных и 23 филиала вузов. По всем формам обучения в вузах получают образование 95,7 тыс. студентов, из них 60% обучаются на бюджетной основе.
Использование Администрацией края потенциала федеральных и краевых целевых программ дало возможность продвинуться в решении проблем в части укрепления материально-технической базы учреждений образования, развития практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Развитие системы образования происходит по следующим основным направлениям:
обеспечение доступности и равных возможностей полноценного качественного образования (создание сети дошкольных и общеобразовательных учреждений, развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений);
обеспечение учреждений системы образования Алтайского края высококвалифицированными кадрами;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
повышение эффективности и качества профессионального образования, создание системы профессионального образования, обеспечивающей потребности ключевых сфер деятельности экономики.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется оснащение общеобразовательных учреждений учебным, учебно-наглядным оборудованием, автобусами. С учетом увеличения средств на реализацию приоритетного национального проекта "Образование" из краевого бюджета объем поставок учебного оборудования в Алтайский край в 2008 году увеличился более чем в 1,5 раза и составил 222 комплекта (2007 год - 120 комплектов).
В общеобразовательные школы края в 2008 году поступило 58 интерактивных аппаратно-программных комплексов, 26 комплектов оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии. Учитывая значительное количество в крае малокомплектных школ, для них выделено 60 комплектов лабораторного оборудования (по 15 комплектов оборудования для кабинетов химии, физики, биологии и географии). Завершилась работа по подключению образовательных учреждений к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По итогам реализации в 2008 году комплексного проекта модернизации образования Алтайский край занял третье место в списке субъектов Российской Федерации.
В крае осуществляется поддержка инновационной деятельности учителей. За три года реализации приоритетного национального проекта "Образование" 612 учителей, две трети из которых работают на селе, стали победителями конкурса лучших учителей и получили премию в размере 100 тыс. рублей. Еще 100 педагогов края были удостоены премии Администрации края по 30 тыс. рублей.
В 2008 году для сельских учителей Губернатором Алтайского края учреждена премия имени С.П.Титова в размере 130 тысяч рублей.
Кроме того, в крае утверждена ведомственная целевая программа "Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае" на 2008 - 2010 годы, направленная в первую очередь на повышение качества питания школьников, рассчитанная на три года. Общий объем финансирования мероприятий данной программы из краевого бюджета составит 261 млн. рублей.