2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области.
2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений начальника главного правового управления Правительства области с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы и правового мониторинга квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих нормативных правовых актах и иных документах, принятых в период до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению начальника главного правового управления Правительства области проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения в соответствующие органы исполнительной власти области.
Руководители органов исполнительной власти области при получении соответствующего заключения главного правового управления Правительства области, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.
2.8. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупциогенных факторов, определенных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего Порядка.
2.8.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.8.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органом местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.9. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению начальника главного правового управления Правительства области могут привлекаться представители разработчиков проектов нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.