Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ"

Сфера жилищно-коммунального хозяйства


Процесс социально-экономических изменений, происходящих в Российской Федерации, кардинально затронул все отрасли хозяйственной деятельности, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ), в течение ряда лет находящееся в стадии реформирования. Состояние и тенденции развития ЖКХ оказывают существенное влияние на общественную обстановку, отношение населения к органам государственной и местной власти и проводимой ими политике.

Основной целью преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является повышение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, снижение их себестоимости, преодоления негативных тенденций, мешающих экономическому развитию отрасли. Эта цель достигается путем реорганизации (упорядочивания) имущественных, финансовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном секторе, с привлечением частного бизнеса к управлению жилыми домами и коммунальной инфраструктурой, и притоком частных инвестиций в модернизацию и расширение жилищно-коммунального комплекса за счет формирования прозрачной и прогнозируемой системы регулирования и государственной поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Наиболее острыми проблемами отрасли являются: изношенность (68%) и техническое состояние инженерной инфраструктуры, что выражается в высокой аварийности, низком коэффициенте полезного действия мощностей и неоправданно большой энергоемкости; финансовое состояние предприятий ЖКХ; наличие большого количества ветхого и аварийного жилья (5,9%).

Монопольные положения поставщиков коммунальных ресурсов гарантируют поставщикам прогнозируемый и стабильный финансовый поток, что свидетельствует о потенциальной инвестиционной привлекательности сектора для частного капитала. Но доступ частного капитала в отрасль ограничен вследствие высоких административных рисков. В настоящее время из общего количества организаций, осуществляющих деятельность на территории области по оказанию услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, – 73,9% коммерческие. Объекты инженерной инфраструктуры используются данными предприятиями на праве частной собственности, по договору аренды, рассматривается возможность заключения концессионных соглашений.

Из общего количества многоквартирных домов, расположенных на территории области:

15221 многоквартирных домов (далее – МКД) обслуживаются управляющими компаниями частной формы собственности или с долей муниципальной собственности в уставном капитале не более 25 процентов (34,84 процента);

340 МКД – муниципальными управляющими компаниями (0,78 процентов);

3414 МКД – под управлением товариществ собственников жилья (ТСЖ) (7,81 процентов);

собственниками жилых помещений 44927 МКД выбран непосредственный способ управления (11,28 процента);

собственники жилых помещений 15787 МКД не выбрали способ управления (45,3 процентов).

С целью получения потребителями положительных результатов деятельности предприятий ЖКХ, а также стабильного развития бизнеса в этой сфере за счет сокращения административных и организационных барьеров для предпринимательства, развития конкуренции в отрасли и упрощения многослойного контроля со стороны государства – проводится работа по созданию саморегулируемых организаций (СРО).

Анализируя состояние рынка, можно сделать вывод, что в настоящее время созданию конкурентного и эффективного рынка жилищно-коммунальных услуг препятствует наличие значительной доли предприятий с муниципальной формой собственности, которая не позволяет применять корпоративные процедуры, способствующие повышению эффективности и информационной прозрачности деятельности организаций, а также недостаточная инициатива собственников жилья в вопросах управления многоквартирными домами.